Никита
О трагедии во Франции – из Парижа Никита Кривошеин, переводчик и писатель, общественный и политический деятель русской эмиграции.

78-600x426О случившемся я узнал из новостей, – сначала из интернета, а потом и по телевизору.

Да, людям страшно, – это видно по их лицам. Закрыты многие учреждения, в том числе музеи. Отменены спортивные мероприятия. Повсюду – усиленное полицейское присутствие.

Но люди – не прячутся по своим домам, так же выходят на улицу. У французского народа нет стадной реакции, условно говоря, бежать в магазин за спичками, мылом и солью, когда что-то происходит. Наоборот, все стремятся не поддаваться коллективной панике, помочь друг другу.

Во Франции очень сильная практика и традиция взаимопомощи и солидарности, несмотря на редкий французский индивидуализм. Так, например, выживших и выбравшихся из театра людей парижане, живущие поблизости, уводили ночевать к себе домой.

Были сразу созданы списки пострадавших, они помещались в социальные сети и так далее.

Ясно, что случившееся во Франции приведет к безусловному усилению крайне националистических правых сил в виде Национального фронта. Даже возникнут такие явления, как погромы мусульманских поселений, пусть и не массово, но всё-таки, поскольку они уже бывали.

Я уже не раз вспомнил то, что говорил еще в начале девяностых. Всё-таки позволю себе процитировать это, поскольку речь идет о фактах и явлениях, настолько очевидных… Тогда, когда стало ясно, что коммунизм обваливается, он перестал существовать в умах и сердцах людей, я своим коллегам в Парламентской ассамблее Совета Европы стал говорить, что, может, это немного манихейский подход, но сумма зла в мире остается в целом неизменной и пространство мирового зла, освободившееся после того, как коммунизм съежился и разложился, будет кем-то занято. Оно пустым оставаться не может. Тогда же я сказал, что это зло переселится, перевоплотится в радикальный исламизм. К сожалению, я оказался более чем прав.

Заметьте, что между злом мирового коммунизма и его перевоплощением в лице исламизма немало общих черт. И то, и другое преследует цель создания на земле утопии, создания счастья для всех. У исламистов оно выражено в стремлении к созданию халифата, исламской всемирной диктатуры, которой подчинялись бы остальные. Коммунизм тоже был глобален в своих устремлениях.

Ради утопии, которая воспринимается ими как культ будущего, радикальные исламисты готовы на жертвы – зашить себе в желудок динамит и взорваться. А ведь культ жертвенности был и у советских людей: не нам, так детям достанется лучшая жизнь. Мы плохо живем, дети будут хорошо жить и ради этого мы готовы страдать.

У коммунизма в сталинском его обличии и у исламизма еще одна общая черта – пуританизм. Еще один общий параметр и у тех, и у других – это ненависть ко всему красивому, к эстетике. У исламистов это доходит до запрета на искусства, на музыку, на песни, на живопись. А в сталинское время всё это было подменено уродливой сталинской социалистической так называемой антииконописью.

Коммунизм укреплялся слепым террором: крошил и своих, и тех, кто его не любит, просто наугад. Радикальный исламский террор силен и действенен своей слепотой, – он может коснуться любого.

Коммунизм рухнул. Но коммунизм был очевидной псевдорелигией. А поскольку радикальный исламизм строится на основе существующей религии, то я не знаю, как ему будет положен конец.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.