В интернете продолжается бурная дискуссия вокруг требований, которые Православный бизнесмен Василий Бойко-Великий, возглавляющий холдинг «Ваш финансовый попечитель», выдвинул к своим работникам. Среди прочего, от потребовал, чтобы все сотрудники его предприятий прошли курс “Основ Православной Культуры”, а состоящие в браке — обвенчались в Церкви. Тем, кто не выполнит этих требований, грозит увольнение. Многие представители Церкви — например, Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский — высказались об этой инициативе крайне неодобрительно. Но есть и более позитивные оценки; поэтому нам стоит рассмотреть эту ситуацию немного подробнее.

Дискуссия вынесла на поверхность одну серьезную проблему — отношений между сотрудниками и руководством вообще. По замечанию многих участников завязавшегося в интернете обсуждения, ситуация, когда руководство берется диктовать работникам правила поведения в областях, не имеющих отношения к их профессиональным обязанностям, довольно обычна. Это обычно называют “формированием корпоративного духа” и ссылаются на западный опыт, где так называемый “дресс-код” (требования к внешнему виду сотрудников) может распространяться  даже на цвет носков.

Как это бывает с некоторыми — уже с самого начала спорными — западными идеями, у нас “корпоративная этика” наложилась на определенное восприятие власти, восприятие, которое является источником многих проблем для сегодняшней России. Власть — не обязательно государственная, это может быть и власть руководителя предприятия над работниками — воспринимается как собственность, а не как служение.  Подчиненные — не как со-трудники, вместе с которыми и в интересах которых руководитель трудится на благо общества, а как крепостные. Довольно обычной является ситуация, когда руководитель ведет себя не как свободный и уважаемый гражданин, сотрудничающий с другими свободными и уважаемыми гражданами, а как барин в своем имении, где барский каприз — закон. Захочет барин — пойдете в Церковь, захочет по-другому — пойдете на гей-парад.

И в случае с “Русским молоком” мы имеем дело с ситуацией, когда традиционная (увы!) корпоративная культура накладывается на “ревность не по рассуждению” новообращенного. Обретение веры часто — даже можно сказать, как правило — проходит через такое неофитство, когда у человека много ревности, горячего желания утвердить новообретенную им Истину, но еще не хватает духовной зрелости и рассудительности. Можно вспомнить историю про кельтского вождя, которому некий монах проповедовал Евангелие — “Ах, если бы я там был со своею дружиной, этим мерзавцам не удалось бы распять Спасителя!”. И действительно, история полна примеров того, как люди, сформировавшиеся в определенной культуре, привносили ее привычки в свою новую христианскую жизнь — и викинг, привыкший решать все разногласия мечом и копьем, превращался в христианского викинга с тем же самым мечем и копьем.

Нет ничего необычного в том, что новообращенный руководитель корпорации привносит в свою новую жизнь привычки, сложившиеся в нашей корпоративной среде. Но мы не должны приспосабливать Евангелие к сложившейся культуре — мы должны стремиться преобразить культуру светом Евангелия.

Чему же учит Евангелие? Именно Евангелию русская и, шире, европейская культура обязана представлению о власти, как о служении, власти, которая призвана подражать примеру истинного Царя: “Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мар.10:42-45)”

Господь мог бы поразить окружающих грозными и страшными чудесами, повергнуть их на колени в ужасе и трепете — но Он отказывается делать это даже тогда, когда Его на это прямо провоцируют. Все Его чудеса — это чудеса милосердия. Он ищет свободной, искренней веры — а не лицемерного, вынужденного подчинения. В истории было много случаев, когда люди думали, что они сумеют послужить Богу лучше, чем Христос, и что Спаситель, по-видимому, напрасно упустил возможность принудить нечестивых к вере железною рукой — и пытались “насаждать добродетель и искоренять порок” из-под палки. Иногда это бывает очень соблазнительно — мы видим, как народ сам себя истребляет абортами, водкой, убийствами и самоубийствами, и понимаем, что Евангелие — это именно то, что может спасти людей, а они не хотят. Что же, попробуем их заставить? Но так не получится. Бог не дал нам такой возможности — Он создал человека свободным и ожидает от него свободного ответа на Его призыв.

Значит ли это, что нам предстоит смириться с теми народными бедствиями, которые происходят от неверия и нераскаяния? Нет. Историки отмечают, что в первые века нашей эры христианская Церковь росла с поразительной, невероятной быстротой.

И — что с удивлением отмечают те же историки — этот рост обеспечивался исключительно убеждением и примером; ни дипломатических, ни военных, ни административных средств в распоряжении первых христиан просто не было. У них была вера, Евхаристия, слово Божие, и твердая решимость жить и умирать, следуя Христу.

Увольнять людей с работы или вообще подвергать их каким-либо преследованиям за неблагочестие нельзя не потому, что это противоречит светскому законодательству (хотя противоречит) , а потому, что это противоречит примеру нашего Спасителя.

Вот что хорошо и уместно — так это оказание помощи, и один пункт из решений принятых Василием Бойко, можно только одобрить — “Всем сотрудницам, работающим в агрохолдинге “Русское молоко” и других предприятиях группы компаний “Вашъ Финансовый Попечитель”, в случае беременности сохраняется среднемесячная заработная плата в полном объёме, вплоть до достижения новорожденным ребёнком одного года”. Вот такого рода помощь — дело безупречное; и несомненно, что Василий Бойко мог бы найти и многие другие способы выразить свою веру и ревность по Боге. Будем надеяться, что этот, несомненно искренний человек так и поступит.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.