Петра и Павла часто называют противоположными по характеру, но точнее было бы сказать, что они взаимно дополняют друг друга, считает монахиня Елизавета (Сеньчукова). В день памяти святых первоверховных апостолов она размышляет о том, как много дало сочетание душевных качеств этих столь не похожих людей для воплощения в жизнь слов Христа о проповеди Евангелия всем народам.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

В Новом Завете иногда встречаются пары, которые можно охарактеризовать как «оба лучше». Вот два наглядных примера. Марфа — служит, Мария — внимает. Поклониться Христу приходят мудрые волхвы, высчитавшие время Его рождения, и неграмотные пастухи, призванные бесхитростной, но величественной ангельской песнью. Некоторые пары имеют концептуальный характер: вера и дела праведности, суд и милосердие.

Нужно сразу оговориться: это не бинарные оппозиции, не борьба противоположностей, это принципы взаимодополняющие. Если не будет Марфы, Мария не сможет пребывать в слушании Христа; если не будет Марии, действия Марфы будут пустой суетой — и т.д.

Вот такую взаимодополняющую пару представляют собой апостолы Петр и Павел. Петр — простой рыбак. В его характере сочетались здравый смысл и горячность. Они проявляются в первых же евангельских эпизодах с его участием. Вспомним сюжет о чудесном лове рыбы.

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:4-8).

Пример апостола Петра — пасть, встать и смело идти за Христом (+Видео)
Подробнее

Композиция рассказа очень проста: завязка (Христос велит забросить сети), развитие «конфликта» (Петр выказывает сомнение, но проявляет послушание), кульминация (великое множество рыбы), развязка (Петр падает перед Спасителем и признает свою греховность).

Из этих нескольких стихов об апостоле Петре можно узнать довольно многое.

Во-первых, это человек работящий. «Мы трудились всю ночь», — говорит он. О чем это? Почему у них не было улова? Погода неудачная? Просто не сложилось? Рыбак Петр прилежно вновь и вновь закидывал сети. Понятно, что надо было чем-то кормить семью, и просто так уйти с пустыми руками он не мог себе позволить. Но сказать своим товарищам: «Вернемся утром, видите — не складывается», — он мог.

Во-вторых, он обладает довольно дерзким, но покладистым характером. В начале отрицательный ответ Христу «мы трудились всю ночь» — это не просто констатация факта. Уже в обращении Петр признает Его авторитет: «Наставник». Он не стесняется сказать Наставнику, Тому, Кто заведомо выше него, что не считает Его просьбу разумной. Однако на конфликт он не идет — просто соглашается закинуть сети.

Это еще одно замечательное качество Петра — он вообще предпочитает не «растекаться мыслью по древу», а действовать (заметим, кстати, что он написал всего два небольших послания, содержащих очень конкретные наставления: храните послушание Богу; слуги, смиряйтесь перед хозяевами в подражание Христу; жены, будьте скромны; мужья, уважайте жен). Зачем долго объяснять, что сети закидывать бесполезно? Лучше просто показать, что рыбы нет.

А вот когда выясняется, что рыба есть, апостол Петр демонстрирует свое самое сильное качество. Он прямолинеен, он переполняется охватывающей его мыслью! Ничто иное — этикет, точность формулировок — не могут его «сбить». Он увидел перед собой Праведника, и еще даже не начав разбираться, Кто перед ним, осознал и исповедовал свое недостоинство перед Его величием.

Петр и Павел – почитай о них в метро или за ужином. И они зайдут к тебе в гости
Подробнее

В скобках заметим, что эта «поглощенность» моментом сыграла с Петром дурную шутку. «Я Тебя не предам!» — со всей искренностью говорит он Христу на Тайной Вечере. Проходит несколько часов, Христа забирают в дом первосвященника, и Петр — он же обещал, что не предаст! — следует за Ним. Ему надо проявить элементарную осторожность, и он настолько поглощен этой задачей, что сам не замечает, как совершает грех — отрекается от Господа. Он знает самого себя, он понимает, что отречение-то в нем тоже произошло полностью! Поэтому Петр и плачет: видит свою раздвоенность, в которой он предал своего Учителя, потому что искренне не хотел Его предавать.

Христос, правда, знает Петра гораздо лучше, чем он сам, поэтому в последней главе Евангелия от Иоанна Он не потребует от него покаяния, ни одним словом не напомнит об этом болезненном эпизоде. Он лишь спросит Петра: «Любишь ли ты Меня?» И Петр все так же без малейшего лукавства ответит: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя».

Павел — совсем другой типаж. Его трудно назвать горячим: вся его резкость, как ненависть, так и любовь, четко обоснована. Савл одобрял убийство Стефана, потому что хорошо знал признаки кощунства; Савл «дышал угрозами и убийством» (Деян.9,1), потому что видит опасность в новой «ереси» для всего народа Божия. Чтобы уверовать, ему пришлось потерять всякую опору. Христос предупреждал, что пришел, чтобы слепые видели, а те, кто видят, стали слепыми (Ин.9,39). С Павлом и произошло, что он стал слепым, встретившись со Христом, а затем — прозрел по Его милости.

И снова — категорически нельзя назвать Павла человеком «слепой веры». Жар, с которым он раньше боролся с первыми христианами, никуда не девается — с ним же он начинает проповедовать новое учение. Но, опять же, его действия обоснованы. Пересмотрев в самом буквальном смысле (ослеп, а прозрев, просмотрел заново) свое понимание Писания, он начинает не только проповедовать, но и доказывать, что «Сей есть Христос» (Деян.9:22).

Павел ни на мгновение на протяжении всей своей проповеди не теряет присутствия духа. Он знает законы Римской империи, поэтому не спускает с рук незаконное наказание («Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и принародно бросили в темницу», — Деян.16,37), требуя сатисфакции, а видя, что суд единоверцев-иудеев может быть несправедлив, он просит суда императора. Он хорошо знает предметы разногласий фарисеев и саддукеев, что позволяет ему выбрать грамотную стратегию защиты (Деян.23). Он постоянно цитирует Священное Писание, аргументируя каждое свое слово. Если открыть Библию с параллельными местами, то можно увидеть, что поля на страницах посланий Павла почти черные от указаний! Ни один тезис Павел не «придумывает», на все есть ссылка.

Петр, Павел и одна икона на двоих
Подробнее

Такое владение материалом выглядит даже пугающе — попробуйте-ка как-нибудь пообщаться с савантом (человеком средних или даже ниже среднего способностей, который имеет выдающиеся способности в какой-то конкретной области — такие люди умеют перемножать пятизначные числа или цитировать страницы сложных текстов). Учтите при этом, что Павел вряд ли ходил по улицам (и тем более по темницам) со свитками священных книг — получается, что текст он знал на память! Неудивительно, что в какой-то момент раздается растерянный возглас: «Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия!» (Деян.26,24).

Разумеется, это никакое не сумасшествие. Павел не зациклен на букве: он постоянно размышляет и рассуждает, он не придумывает нового учения — напротив, он видит веру во Иисуса Христа логичным и естественным продолжением веры Закона и Пророков Израиля. Когда ему приходится говорить о вещах заведомо сверхразумных — о своем «восхищении до третьего неба» (2 Кор.12,1-4), он старается вообще обойти их, не заострять внимание читателя, демонстрируя тем самым дисциплину ума. Нельзя пытаться описывать неописуемое, недостаток категориального аппарата надо признавать честно.

Уход Павла проповедовать язычникам — это не разрыв традиции с древним иудаизмом (пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем христианство окончательно отделится от ветхозаветной религии), а, если так можно выразиться, ее расширение. Это он ведь формулирует единство во Христе эллина и иудея, то есть фактически создает концепцию Церкви как Нового Израиля — избранного народа Божия. Все апостолы так или иначе вышли на проповедь за пределы Палестины, следуя заповеди Христа идти и научить все народы — но только апостол Павел дал этому выходу теоретическое обоснование.

В общем-то богословы обязаны в своей профессиональной деятельности в большей степени не апостолу Петру, который был со Христом с первых дней Его служения, а скорее уж апостолу Павлу, который Его вообще в жизни не видел. Но — возвращаясь к началу — подвиг рассудительности Павла был бы пустым начетничеством без ревностного служения Петра, а горячность Петра не дала бы никаких плодов без возможности передать ее другим через объяснения Павла.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.