Пилот
«В тот момент чувств никаких не было, мысли были только о том, как, во-первых, не допустить падения, во-вторых, когда уже падение было неизбежно, как можно мягче посадить самолет». Дамир Юсупов — командир экипажа Airbus A321 «Уральских авиалиний» — смог посадить самолет с обоими отказавшими двигателями и убранными шасси через несколько минут после взлета.  Лайнер совершил аварийную посадку на кукурузное поле под Москвой утром 15 августа.

На взлете самолет столкнулся со стаей чаек, их попадание в двигатели привело к отказу обоих двигателей, самолет начал снижение. На встрече с прессой летчик рассказал, что команда меняла решение  несколько раз.

Дамир Юсупов, командир экипажа:

— В тот момент чувств никаких не было, мысли были только о том, как, во-первых, не допустить падения, во-вторых, когда уже падение было неизбежно, как можно мягче посадить самолет.

После взлета появилась неустойчивая работа двигателя сначала левого, потом правого. Мы отрабатываем на тренажерах отказ одного двигателя. Отказ обоих двигателей тоже отрабатываем, но… я сначала подумал, что это отказ одного двигателя, правый двигатель работал. Думал, отработаем отказ, выключим двигатель, развернемся, либо зону ожидания попросим и выполним посадку на том же самом аэродроме. После того как мы увидели, что второй двигатель тоже теряет мощность, несмотря на все действия, которые мы предприняли, самолет начал снижаться и произошло то, что произошло.

Решение менялось несколько раз. Я планировал набрать определенную высоту, на ней задержаться, отработать отказ, принять решение правильное, рассчитать всё. Но оказалось, что времени было мало.

Я принял решение не выпускать шасси, поскольку это было безопаснее для посадки.

Сам момент эвакуации я не видел, бортпроводники сработали мгновенно. Мгновенно дали надлежащие команды, выпустили надувные трапы. Когда я вышел из кабины, все уже были эвакуированы и находились на безопасном расстоянии (от самолета).

Были и другие варианты, но хорошо, что мы их не предприняли. Мы сели без кренов, с нормальным углом тангажа, как можно мягче. Если бы были предприняты другие попытки возврата, я не знаю, чем это могло закончиться. 

Надежда Вершинина, бортпроводник:

— Действовали согласно инструкциям, мы это все тоже обрабатываем на тренажерах. Все прошло так, как мы отрабатываем. Никаких неожиданностей не было.

Пассажиры вели себя достаточно сдержанно, команды слушали, все быстро эвакуировались. Все прошло так, как было запланировано.

“Я не считаю себя героем”

Вечером 15 августа летчик Дамир Юсупов, командир экипажа Airbus A321 «Уральских авиалиний», выступил в программе “60 минут” на телеканале “Россия”. В ответ на слова ведущего, что миллионы россиян считают его героем, пилот ответил:

— Честно говоря, я себя героем нисколько не ощущаю. Выполнял то, что должен был. Спасал самолет, пассажиров, экипаж. Я думаю, что это было единственное решение. Каждый пилот поступил бы так же.

В эфире Юсупов рассказал, что подготовка воздушного судна и посадка пассажиров прошли в штатном режиме. Произошел запуск двигателя, экипаж получил разрешение на взлет. Но после отрыва самолета “практически сразу появилась неустойчивая работа двигателя — сначала левого, потом правого”.

— Обороты стали падать, самолет был тяжелый, мощности двигателя не хватало для продолжения полета. И даже для удерживания той высоты, которую мы к тому моменту заняли. Высота была незначительная. Первоначально [планировали] развернуться, посадить самолет. Но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает, у меня появилось одно решение — садить самолет перед собой, в поле, которое было впереди меня, — рассказал Дамир Юсупов.

Касание с землей в тот момент было неизбежно, добавил он. Поэтому пилот предпринял попытку как можно мягче посадить самолет, чтобы это произошло с наименьшей вертикальное скоростью. Дамир Юсупов в тот момент понял, что нужно сажать самолет “на брюхо”. Летчик отметил, что несмотря на руководящие документы, в таких ситуациях решение остается за командиром.

— Я увидел, что передо мной пересеченная местность, овраги, озера и поля. Принял решение, что безопаснее садить самолет без шасси. С выпущенными шасси самолет может просто закопаться в землю и перевернуться. Последствия могли быть еще хуже, — подчеркнул он.

После полной остановки самолет командир экипажа дал команду на эвакуацию пассажиров. Бортпроводники эвакуировали их из самолета по надувным трапам и увели на безопасное расстояние — 300 метров от лайнера. Старший бортпроводник давал команды пассажирам из мегафона: “Двигайтесь на солнце, вдоль рядов кукурузы…”, — это видно на видеозаписи, пояснил Юсупов.

— Бортпроводник зашел в кабину и доложил, что все эвакуированы. Жертв нет. Я почувствовал, конечно, большое облегчение. Что у нас, более или менее, все хорошо, — вспоминает командир экипажа. — После этого вышел, осмотрел самолет, оценил внешние повреждения. Удостоверился, что все на безопасном расстоянии. После чего вернулся в кабину и позвонил жене.

Благодарен экипажу, пассажирам и самолету

Командир экипажа считает, что самолет удалось посадить без серьезных повреждений для пассажиров благодаря регулярным практическим занятиям и профессиональным навыкам его команды.

— У нас в Екатеринбурге есть тренажер, на котором мы каждые полгода отрабатываем штатные аварийные ситуации. Поэтому морально и профессионально были к этому готовы.

Экипаж “Уральских авиалиний” отстранили от полетов на время расследования ЧП — это стандартная процедура. Дамир Юсупов надеется, что вернется к полетам.

— Конечно, я планирую продолжить полеты. В настоящее время еще рано озвучивать какие-то причины данной аварии. Сейчас проходит расследование, Следственный комитет собирает необходимые доказательства. Я думаю, что какое-то непродолжительное время я буду отдыхать. Данная ситуация, конечно, неприятная, но она не отбила у меня желание летать, — говорит он.

Командир экипажа поблагодарил всех, кто причастен к посадке рейса “Москва-Симферополь”.

— Большое спасибо всем бортпроводникам, которые очень оперативно сработали <…>. Также отдельное спасибо второму пилоту, который мне оказывал необходимую помощь — озвучивал параметры работы двигателей. <…> Хочу поблагодарить пассажиров. Некоторые из них помогали другим пассажирам. Также я благодарен этому самолету, все-таки он тоже помог нам. Этот надежный самолет не развалился на части, — заключил Дамир Юсупов.

Что известно о командире экипажа

Дамир Юсупов родился в городе Игарка в Красноярском крае в 1978 году. В 90-х его семья переехала в город Сызрань в Самарской области. Отец был пилотом — командиром экипажа вертолета “Ми-8”, поэтому сам Дамир с детства мечтал о небе, рассказывал он порталу “ПроПолевской”. Но он не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище, поэтому получил юридическое образование. 

Юсупов работал юристом в фонде жилья и ипотеки, а также был заместителем руководителя городской автономии татар, уже на общественных началах. Но в возрасте 32 лет он вернулся к своей мечте — поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, которое закончил с отличием. 

Телеканал “Дождь” пообщался с однокурсниками Дамира Юсупова, которые отметили, что он спокойный и ответственный человек, что “уже в училище в нем чувствовался профессионализм”, “летал и учился на пятерки” и в совершенстве знает английский язык.

В 2013 году Юсупов с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и сразу же после выпуска устроился на работу в “Уральские авиалинии”, в 2018-м получил вторую специальность “Аэронавигация” в Ульяновском институте гражданской авиации. 

Налет пилота Юсупова составляет около 3 000 часов. Это в два раза больше минимума, необходимого для получения должности командира воздушного судна, уточняет “Коммерсант”.  

С женой Натальей летчик познакомился тоже в самолете, когда сам был пассажиром, рассказала она сайту E1. Сейчас они воспитывают двоих детей. В эфире программы “60 минут” прозвучала запись его звонка жене 15 августа, из кабины самолета: “Мы упали на кукурузном поле, все живы, все эвакуировались, все хорошо”.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.