«Пилот
Утром 15 августа лайнер Airbus А-321 «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку на кукурузном поле в районе Жуковского. В двигатель попала птица и вывела его из строя. Благодарю мужеству членов экипажа все остались живы. Чем опасна встреча с птицей, что помогло пилотам успешно посадить самолет и почему это не всегда удается сделать во время внештатных ситуаций, «Правмиру» рассказал Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ и заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама».

Птицы опасны для самолетов

Владимир Попов

Встреча с птицей —  очень сложная внештатная ситуация на борту. Птицы стали проблемой для современной авиации во всем мире, это угроза для лайнеров. Сейчас даже существует орнитологическое обеспечение полетов, наравне с радиотехническим, метеорологическим, медицинским. Летчиков предупреждают, птиц отпугивают, но такие случаи, как сегодня, все равно происходят.

Орнитологическая обстановка обостряется весной и осенью, во время миграции пернатых. Сейчас птицы становятся на крыло, готовятся к перелету. Уже известно, что в двигатель Airbus А-321 попала чайка — это довольно крупная птица, значит, столкновение с ней может привести к очень серьезным повреждениям.

В моей практике были подобные случаи. Однажды я встретился со стаей воробьев. Казалось бы, у воробья 7-10 граммов веса, остальное — пух. Какой вред он может нанести боевому самолету? Но птицы врезались в крыло, фюзеляж, повредили антенную систему и полностью оторвали локаторы. Однажды я “поймал” чайку в двигатель на сверхзвуковом самолете. Двигатель сразу остановился, благо, не загорелся, но был очень сильно побит. Посадку удалось совершить благодаря второму двигателю, который был исправен. Но это был риск — мы знаем, что масса помноженная на скорость в квадрате дает энергию. Эта чайка могла прошить самолет насквозь.

Кукурузное поле подходит для посадки

По правилам полетов, в районе аэродрома есть специальные зоны, которые описаны как площадки для возможной посадки в особых случаях. Летчики об этом знают: не обязательно садиться на аэродроме, если до него не дотягиваешь или что-то случилось. Можно совершить посадку в районах, безопасных для подхода. Там, где нет ЛЭП — линий электропередач и больших перепадов грунта. 

Как правило, для большой авиации — пассажирских реактивных самолетов — это не совсем приемлемо. Такие площадки были придуманы для региональных линий и маленьких самолетов. Но не исключаю, что эти меры остаются у нас в запасе и мы их так или иначе используем.

Пилот взял на себя ответственность за 234 жизни

Инструкция по производству полетов говорит летчику, что можно при необходимости — в случае отказа управления, двигателя, когда нет возможности дотянуть до аэродрома или другого обозначенного места — совершить посадку на площадке, подобранной с воздуха. Это могут быть поля или речная гладь. В таких случаях пилот принимает решение самостоятельно. 

Это очень трудная задача. Для ее выполнения у пилота должен быть наработанный профессионализм. Именно он несет ответственность за то, получится посадка или нет. В Жуковском пилот взял на себя ответственность за 234 жизни, включая свою. Это мужественный поступок. 

Метеоусловия и элемент везения

Не каждый самолет может выполнить такую посадку благополучно. И не каждый экипаж справится с такой обстановкой на борту. И не каждые метеоусловия будут способствовать этому. Сегодня был солнечный день, теплая погода, хорошая видимость. А если бы это был дождь? Или снег, как в случае с рейсом “Москва-Орск” в 2018 году? Тогда борт потерпел крушение, все пассажиры и члены экипажа погибли.

Сегодня в одной точке сошлись профессионализм, мужественное, быстрое и единственно правильное решение, а также элемент везения. И техника выдержала — надо отдать ей должное, и погода поспособствовала доброму случаю. Дай Бог, чтобы так получалось всегда. 

Конечно, лучше бы вовсе не было ситуаций с отказом двигателей и аварийной посадкой. Но если бы они и происходили, то заканчивались бы именно так. Да, кто-то из пассажиров получил травмы. Бывает, что некоторые люди не пристегиваются надежно, на поле есть ухабы, скорость очень большая. Но результат положительный — все живы!

Записала Дарья Кельн

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.