Главная Новости Аналитика и комментарии

По канонам сообщающийся с раскольниками сам становится раскольником

И в чем отличие от ситуации с Эстонией
Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Комментирует доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор Владислав Петрушко.

На мой взгляд, вчерашнее заявление Священного Синода было предсказуемым. Оно фактически было анонсировано, поскольку уже было сказано, что такой исход возможен, если Константинополь не остановится в своих действиях. Но этого не последовало, поэтому то, о чем уже шла речь шла как о возможном варианте развития событий, – исполнилось.

Речь идет не столько о мере, предпринятой в ответ на вторжение на каноническую территорию Русской Церкви, сколько еще об одном аспекте. Фактически ведь Константинополь принял в общение раскольников, и в соответствии со строгостью канонов, сообщающийся с раскольниками сам становится раскольником.

Если рассматривать ситуацию в сравнении с тем, что было 20 лет назад в Эстонии, когда тоже прерывалось евхаристическое общение, сейчас ситуация несколько иная, поскольку фактически Константинополь соучаствует в расколе, приняв в общение Филарета Денисенко. Это добавляет новую и важную ноту к этому разрыву евхаристического общения и, к сожалению, это делает уврачевание конфликта гораздо более сложным.

Поскольку впереди, как я понимаю, будут последующие шаги на пути, обозначенном Константинополем – предоставление автокефалии, проведение квази-собора на Украине, объединение каких-то раскольничьих структур в нечто, что будет претендовать на автокефалию от Константинополя… И если во главе всего этого опять встанет Филарет Денисенко, то уврачевать уже такой разрыв между Константинополем и Москвой будет крайне проблематично. Особенно, если с Филаретом – уже в качестве канонического Предстоятеля Церкви, получившей от Константинополя автокефалию, вступят в общение другие Поместные Церкви их Предстоятели. Это вообще создаст какую-то доселе немыслимую конфигурацию, и Русская Церковь просто вынуждена будет по логике канонов прекращать общение с другими Церквями. Закручивается какой-то Гордиев узел, который, конечно, крайне сложно будет разрубить.

В принципе, пока Константинополь не предоставил автокефалию какому-то сообществу на Украине, он мог бы, наверное, сделать шаг назад. Но, боюсь, что для Константинополя это уже будет «потеря лица», потеря авторитета и, думаю, они на это уже вряд ли пойдут.

К сожалению, Константинополь в одностороннем порядке предпринял такие действия, которые уже не предусматривают всеправославного рассмотрения. Константинополь отказался от всеправославного решения по данному вопросу, хотя на этом настаивали Предстоятели Александрийской и Антиохийской Церквей. Нынешняя реакция нашего Синода обусловлена в том числе и этим отказом Константинополя от всеправославного решения.

Записала Ольга Лунина

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.