Греция: сокращение уроков религии в школе, крест на коллонаде и Эллада в Византии

|

Переговоры церковного руководства и правительства

6 мая премьер-министр Греции К. Папандреу и архиепископ Афинский Иероним достигли договоренности о создании совместной комиссии для решения вопросов церковно-государственных отношений. Газета «И Катимерини» напечатала подробный отчет о встрече, подчеркнув, что на повестке дня оказываются весьма непростые и неоднозначные вопросы.

Одна из таких проблем – замещение вакантных мест для клириков, особенно в отдаленных приграничных районах страны. Правительство согласно с тем, что духовная деятельность в приграничных районах важна – именно там Православие является основным фактором стабильности.

Другой вопрос – процедура переговоров по церковному имуществу: позиция Церкви состоит в том, что государство должно считаться с состоянием церковной казны, и не предпринимать никаких неосторожных действий прежде изучения реального баланса церковных доходов и расходов. Правительство, по мнению газеты, склонно согласиться с тем, что церковные организации теснее всего связаны в экономическом отношении с самыми социально незащищенными группами населения – именно Церковь опекает больницы, детские дома, дома престарелых, которые не должны пострадать от конфискации части церковного имущества при реформе законодательства.

Защита самых слабых, и в этом едины Церковь и правительство, уменьшает экономические риски (которые возникают от финансового произвола, ударяющего по слабым членам общества) и поэтому способствует более равномерному и благоприятному развитию страны.

Возникли и менее очевидные для внешнего наблюдателя вопросы: так, Банк Греции требует, чтобы Церковь, как и все некоммерческие организации, хранила свои средства на счету именно в государственном банке – это особенно важно, когда банки переживают не лучшие времена: но так как в Греции Церковь представляют не «общины», а «храмы», нужно сначала прояснить все возникающие при этом недоумения.

Также злободневным оказался вопрос о пересадке органов от умершего: греческое правительство настаивает на том, что органы могут быть пересажены, если покойный не давал письменного запрета на вскрытие тела – тогда как Церковь усматривает здесь определенное нарушение обряда погребения, а значит, и вторжение в ее область ответственности. Церковь, поддерживая саму пересадку органов, рекомендует ввести общую форму завещания для таких случаев, чтобы действия властей не оскорбили родственников. Другие вопросы, такие как религиозное образование в школе или электронная карта гражданина Греции, обсуждаются уже не первый год – но это не значит, что они могут быть сняты с повестки дня.

Все эти вопросы, которые могут показаться внешнему (секулярному) наблюдателю просто частью церковной политики, отстаиванием Церковью самого положения в греческом обществе, на самом деле имеют более глубокие корни. По точному наблюдению газеты «То Вима», вопрос в том, что правительство хочет, чтобы при рассмотрении прав собственности не имелись в виду никакие дополнительные права («религиозные сноски и примечания») религиозных организаций. Тогда как Церковь настаивает на соблюдении прежних соглашений, и кроме того, на определенной реформе законодательства – представители Церкви обратили внимание на неясные и двусмысленные формулировки в законах, регулирующих права собственности. Например, среди церковных угодий есть леса, например, если монастырь стоит посреди леса, но лесной кодекс в Греции несколько раз менялся, и в настоящее время определить экономический статус этих земель очень трудно. Следовательно, необходима длительная работа: владельцы сами должны решать, как распорядиться своей собственностью самым лучшим образом, чтобы она впредь не была спорным объектом права.

Религиозное образование в школе

Столь важной встрече церковного руководства с правительством страны предшествовали совещания, которые должны были донести позицию Церкви до широких политических кругов. 30 апреля епископы и профессора богословских школ Греции обсуждали в здании Синода, как сохранить религиозное образование в школе. По сообщению газеты «Та неа» Синод Элладской Церкви собирается обратиться к министру образования Греции Анне Диамандопуло с запросом, вероятно письменным, в связи с планируемой реформой образования в старших классах школы (в «Лицее»: так в Греции называются три последних, выпускных класса школы). Реформа требует сократить обязательные часы на преподавание религиозных дисциплин: эти уроки не имеют «преимущественного значения» для аттестации. Например, во 2 классе Лицея (11 классе 12-летнего школьного образования) на религиозное образование был оставлен только час в неделю, что по замечанию участников совещания в Синоде противоречит указаниям самого министерства о том, что желательно проводить уроки по каждому предмету как можно чаще, ради лучшего усвоения учениками материала. Резкий протест участников совещания вызвало предложение министерства о переводе религиозного образования в положение факультатива в выпускном классе.

По мнению выступавших в Синоде в этот день, «уроки религии лучше всего отвечают фундаментальным образовательным, педагогическим и гуманистическим нуждам современного учащегося и гражданина». Как и во всей христианской Европе, в Греции, в отличие от России, не стали создавать «светской этики» как альтернативы школьному религиозному образованию. Прежде всего, само понятие о секулярной этике связано с проблемами передового края науки – биоэтики, теории сознания, политико-экономическими теориями, проблемой новых реальностей (виртуальной, информационной и других). Школьное образование отвечает требованиям «элементарной», а не «передовой» науки, и достижения науки и технологии переходят в школьную программу в странах Евросоюза не через введение новых школьных предметов, а скорее через раскрытие потенциала старых – например, через введение экологической проблематики в географию. Поэтому вряд ли светская этика имеет сколь-либо серьёзные перспективы в греческой школе в ближайшие годы, особенно с учётом того, что и в школьном гуманитарном знании рассмотрение Греции как части европейского мира требует исследования христианских корней Европы не в меньшей степени, чем рассмотрение Греции как части православного мира. Европеизация Греции исторически работала на преподавание религии в школе, а не против него.

Византия в Греции – Эллада в Византии

Доказательством такой органической связи между «идеей Греции» «идеей православной Византии» и «идеи Запада» в греческом обществе стало одно еще только готовящееся событие мировой культурной жизни. Газета «Та Неа» опубликовала репортаж о планируемой на 2013 г. выставке византийского искусства из греческих собраний (т.е. преимущественно из земель Греции, входивших в Византийскую Империю) в Национальной Галерее Вашингтона, изобразив ее как еще один прорыв греческого духа на всемирную сцену. Репортер газеты начинает с того, что в Византии античное наследие оставалось живо в самых своих фундаментальных проявлениях: в Греции Византийской эпохи все видели стены древних Афин, сохранялись юридические и медицинские школы античности, и даже знаменитое византийское ювелирное искусство продолжало самые изощренные достижения античного искусства и античной науки.

Организаторы выставки, пишет газета, отдают предпочтение поздней Византии, с её неповторимым стилем и зрелым отношением к интеллектуальному наследию прошлого. Состав экспонатов, которые предоставляет музей Бенаки и другие греческие собрания, будет обновлён в сравнении с традиционно принятым: будет показано всепроникающее влияние античного быта на повседневную жизнь византийцев, и значение христианских ориентиров для сохранения всего самого лучшего, созданного в античности. «Мы объясним, – признаются устроители выставки, – что Парфенон не был заброшенными руинами, но действовал как одна из самых знаменитых церквей тогдашних Афин. Что Коринф никогда не знал никаких «темных веков», но был процветающим городом. Что Византия – это не только иконы, но и значительные произведения пластического искусства».

Во многом, заметим, такое отношение к памятникам древности опирается на принятое вот уже более двух веков среди образованных греков представление о «двух игах»: римском и турецком – в таком случае античная Греция и Византия оказываются двумя периодами расцвета, которые даже неловко сравнивать. «Наша экспозиция, – говорит один из устроителей, – покажет неразрывную связь греко-римской и византийской культуры – наша культура оказалась наиболее приспособленной к тому, чтобы выжить в обновленных формах, несмотря на все внешне- и внутриполитические смуты». В основу экспозиции поэтому будет положен не столько временной, сколько географический принцип: посетители смогут узнать, что происходило на севере Греции, что на Крите, а что на Родосе в одно и то же время. Перечисление предметов повседневности в газетной статье заканчивается упоминанием «мастерских, рукописей и законов» – с точки зрения многих современных греков именно единство торговли было важным фактором греческого единства, которое приняло свою окончательную форму благодаря книжному обмену, то есть общей образованности, и писаным законам. Не случайно в статье буквально говорится не о «внешнеполитических смутах» (как мы перевели), а о «географических смутах»: могут меняться границы, рушиться царства, и происходить катастрофы вселенского масштаба, но церковный корабль «добрых купцов Царствия Небесного», сооруженный в период расцвета греко-римской античности, не отклонится от своего курса.

Крест и колоннада: самовыражение или часть церковной истории?

Но счастливое воцерковление или просто обретение античности в греческом мире византийского периода оказывается не столь однозначным, если мы обращаемся к художественным опытам ХХ в. Здесь продолжаются споры, последним поводом к которым стал выход альбома, посвященного храму святой Фотинии в Мантинее (1969 г., освящен в 1978 г.), неподалеку от Триполи на Пелопоннесе, в непосредственной близости к археологическим зонам. Газета «И Катимерини» пишет о том, что это творение «греческого Гауди» Костаса Папафеодору получило в свое время высокую оценку самых выдающихся греческих художников, так, ведущий греческий станковый живописец Яннис Царухис назвал такое архитектурное решение «подлинным прорывом и решительным исповеданием веры», противостоящим тривиальным обычаям и заёмному рационализму в архитектуре. Но этот храм, стоящий в пастушеской Аркадии, часто вызывает недоумения: не есть ли такое соединение античного портика с византийским стилем слишком нарочитое смешение античной этики доблести с христианским мирным духом?

Корреспондент газеты отвечает на этот вопрос, ссылаясь на слова самого мастера – он ставил целью не сплести в один узел античность и Византию, но создать традицию, которая как будто не прерывалась ни бедствиями, ни иноземными нашествиями, ни Римским и Османским игом. Именно так, по мнению журналиста «И Катимерини», должны были бы выглядеть христианские храмы, если бы не те разрушения древнего наследия, которые производили варвары – от римских разграблений до взрыва турецкого порохового склада на Акрополе в 1687 г. Многие критики также хвалили проект за использование «живых» материалов: камня, плинфы и дерева: по их мнению, архитектор не стремился к погоне за эффектом, но напротив, отсылает зрителя к скромным и незаметным обителям святых, горным монастырям времён турецкого владычества.

Но проблема в том, что этот храм не является чистым созданием воображения, стремящегося охватить все перипетии греческой истории, чтобы отречься от былых неудач. В строительстве храма были использованы археологические находки, извлеченные из земли колонны, а его конструкция напоминает не столько о прихотливом модерне, сколько о тех идеях всеобщего примирения и согласия, которые господствовали в 1960-е гг. во всем мире, подавленном безысходностью холодной войны. Весь облик храма должен был напоминать о мирной пастушеской жизни Аркадии, в центре которой он и построен, и тем самым незримо вносить свой вклад в борьбу за мир. Цели христиан и цели людей доброй воли в 1960-е гг., во времена Вьетнамской войны, могли совпадать – но уже в 1970-е гг., на новом витке гражданских войн и преступлений против человечности в развивающихся странах, говорить о всеобщем мире оказалось невозможно. Но может быть сейчас, когда христиане в мире вновь подвергаются насилию, как показывают последние египетские события, политики должны вновь вспомнить о важности всеобщего мира?

Греческую прессу специально для “Православие и мир” читал Александр Марков.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: