Главная Поток записей на главной

«Помогает ли мне телесный пост быть лучше?» Священник Виктор Гавриш — нужно ли ограничивать себя в питании

И в чем заключается главный смысл поста
Фото: Сергей Щедрин
Пищевые ограничения Великого поста изначально не были для верующих, живущих в миру, — они предназначались для монахов. Но многие современные миряне продолжают строго соблюдать пост — и жалуются на исповеди на раздражительность и проблемы со здоровьем.

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:1).

76% православных не соблюдают пост

Современный постовой устав в нынешнем виде — результат некритического переноса монашеских практик на мирян. Пищевые ограничения, предписанные современным Типиконом, использующимся в Русской Церкви, никогда и не предназначались для верующих, живущих в миру, — это практики монашеских общин Ближнего Востока. 

Большинство верующих в силу ряда причин не имеют возможности соблюдать пост по существующему уставу. Великий пост в том или ином виде соблюдают приблизительно лишь 5% от тех, кто считает себя православным, согласно данным социологического исследования Томаса Бремера и архимандрита Филиппа (Симонова).

Исследование «Религиозные практики православных в России» (Т. Бремер, В. Симонов), проведенное в 2009 году, показывает следующие данные.

На вопрос «Нужно ли поститься все время Великого поста?» определенно «да» отвечают всего 12% православных, «скорее да» — еще 28%. Цифры весьма скромные, но как только речь заходит не о теории, а о практике, доля положительных ответов падает еще ниже. 

Не лучше ситуация и среди православных, живущих на территории Украины. В 2021 году исследование Gradus Research показало, что «строго» Великий пост соблюдает 1,7% опрошенных, «в основном придерживаются» — 6,4%, а «некоторых правил» придерживаются — 15,6%. 

23,4% людей сообщили, что придерживаются его очень редко и только символически. Не придерживаются вообще — 50,6%. 

Отказаться от кофе, от мяса, от социальных сетей

Однако никто не озвучивает на общецерковном уровне тот факт, что предписания церковного устава о посте изначально для мирян вообще не предназначены, и более того — при бездумном к ним отношении могут быть даже опасны.

Дело в том, что задача поста — вывести человека из привычной реальности, это творческий, причем довольно рискованный и опасный прорыв в новое духовное состояние.

Это касается не только духовной жизни, но и психосоматических процессов нашего организма. Длительные богослужения, значительные физические нагрузки (если исполнять правило о поклонах так же досконально, как гастрономический пост), дефицит калорий — все это выводит человека за пределы тех рамок, в которых он привык жить и в которых может уверенно ориентироваться.

Если ты монах, избравший путь духовного созерцания и самоотречения, можно ожидать, что рядом с тобой будут единомышленники, также ищущие радикального отречения от привычного бытия, и опытный духовный наставник, направляющий тебя и имеющий возможность подкорректировать твои аскетические труды. Даже если ты от голода на пару минут потеряешь сознание во время богослужения, ничего страшного — стоишь, опираясь на стасидии, и слава Богу за всё.

Однако если ты идешь по пути изменения сознания, но должен при этом в штатном и довольно жестко регламентированном режиме продолжать свою работу как: кассир, менеджер по продажам, программист, водитель, учитель, полицейский, авиадиспетчер и так далее, — то принудительное и довольно резкое изменение сознания может привести к беде. В лучшем случае тебя уволят как нерадивого работника, а в худшем могут пострадать другие люди — если водитель потеряет сознание за рулем. 

Фото: elohov.ru

Человеку, плотно контактирующему с социумом, крайне важно сохранять полный самоконтроль и профессиональные навыки.

Однако суровость постовых предписаний, как правило, компенсируется необязательностью их исполнения. Большинство постящихся разрабатывают собственные стратегии поста: кто-то воздерживается только от мяса, кто-то — от кофе и социальных сетей. В результате по факту в современной Церкви давно уже нет Великого поста в уставном понимании как общепринятой практики. Есть умилительная постовая эстетика: великолепная черная и фиолетовая парча облачений, пронзительные и мощные песнопения, отдающиеся в душе сильными эмоциональными переживаниями, Литургия Преждеосвященных Даров — как напоминание о древней жажде каждый день причащаться, даже в те дни, когда не совершается Евхаристия. И, надо сказать, большинству верующих этого оказывается достаточно.

Пост, который приводит к раздражительности

Что же мы имеем сегодня как общепринятую практику? Более двухсот дней в году православным предписано воздерживаться от любой пищи животного происхождения, причем большая половина приходится на холодное время года.

Что уж тут говорить о важности, в период опасности заражения острыми вирусными заболеваниями, полноценного питания с обязательным присутствием в рационе жиров и незаменимых аминокислот животного происхождения.

Учитывая также, что наша эмоциональная сфера на 90% зависит от здоровья нервной системы — в условиях холодного климата, дефицита солнца и отсутствия в течение длительного времени необходимых для организма белков, центральная нервная система быстро расшатывается.

Как результат — постоянные жалобы во время исповеди на усиливающуюся во время поста раздражительность.

Вот мнение по данному вопросу специалиста, врача-диетолога Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Ольги Григорян: 

«При дефиците животного белка люди чаще болеют простудными заболеваниями. Наша иммунная защита — это определенный уровень антител, которые организм вырабатывает по отношению к вирусам, бактериям и так далее. А антитела вырабатываются из животного белка, поэтому он должен поступать в организм в достаточном количестве. Чтобы укрепить иммунитет, питание должно быть полноценным, в организм должны поступать и животные, и растительные белки. Это не значит, что их должно быть много. Но минимум два раза в день нужно иметь в рационе белковое блюдо: порция творога, одно-два яйца, молочнокислые продукты, рыба».

Как поститься

Значительная часть прихожан — немолодые и, в большинстве своем, совсем небогатые люди, у многих из которых есть хронические заболевания. По практике, после двух-трех недель поста почти все начинают жаловаться на обострения болезней ЖКТ, нарушения перистальтики и просят благословения на кисломолочные продукты. Но многие не просят и стараются сидеть на квашеной капусте и картошке с макаронами. А те, кто едят молочное, терзаются угрызениями совести. Обычно именно пожилые прихожане очень трепетно относятся к соблюдению поста, и совет священника ослабить его воспринимается как предательство своих принципов. 

Священник Виктор Гавриш. Фото: Сергей Щедрин

А сколько требуется усилий, чтобы приготовить эту постную трапезу, и при этом еще ходить на работу, выполнять домашние обязанности, общаться с близкими?

Да, все просто, когда:

  • есть кому все это приготовить на всю семью;
  • есть кому потратить на все это время;
  • есть кому все это купить;
  • есть кому побегать по магазинам;
  • есть на что все это покупать, не высчитывая копейки до зарплаты;
  • и когда нет хронических заболеваний, весеннего авитаминоза и вообще есть возможность после такой пищи работать и заниматься семьей.

В отношении телесного поста нужно задать себе один простой вопрос: к какому результату я хочу прийти? Помогает ли лично мне выбранная мною мера телесного поста быть лучше, добрее к ближним, более сосредоточенным на молитве? Когда прихожане спрашивают, как поститься, я задаю им несколько вопросов: 

  • Вы монах/монахиня? 
  • Вы живете в жарком климате Ближнего Востока? 
  • У вас идеальное здоровье? 
  • Кроме посещения богослужений вы больше ничем не занимаетесь? Не ходите на работу, не воспитываете детей, не решаете текущие жизненные задачи?

Фото: elohov.ru

Тогда суровые предписания, рассчитанные на молодых, физически здоровых, крепких мужчин, проживающих в жарком климате, при этом еще и монахов, которым надо обуздать половое влечение — к вам не относятся. Разумно было бы рекомендовать людям, особенно пожилым, выбирать режим питания с учетом состояния здоровья, климатических условий и весеннего авитаминоза, посоветовавшись со своим терапевтом, а еще лучше — с врачом-эндокринологом. 

«Так уж и быть, благословляю тебя вкушать рыбу»

Разумеется, этот подход предполагает усиление духовной стороны поста: чтение Слова Божия, благотворительность, более частое (по возможности) посещение богослужений, регулярная домашняя молитва. Интересно, что еще в ветхозаветные времена пророк Исайя также говорит о посте именно в категориях нравственных, а не ритуально-диетических:  

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. 

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда» (Исайя 58, 7-10).

Однако очень часто мы можем наблюдать, что даже весьма образованные и думающие священники и духовники дают советы, основанные на ложной парадигме восприятия дисциплины поста как некоей непоколебимой и абсолютной заповеди, отступление от которой возможно лишь в каких-то крайних случаях. При таком подходе любой отступающий от правила — нарушитель или даже преступник. Он смиренно признает вину и отдает себя во власть священника.

Фото: Сергей Щедрин

При этом иногда возникает игра в рулетку: простит священник или не простит те «нарушения», которые я себе позволил? Иногда человек, понимая, что предписанные Типиконом ограничения ему не по силам, специально додумывает для себя причины, позволяющие ему получить благословение на послабления, чтобы услышать заветные слова, снимающие с него всякую ответственность: так уж и быть, если не позволяет состояние здоровья, нет сил и возможности, благословляю тебя вкушать рыбу и молоко. 

Чувство вины мирянина укрепляет власть носителя священного сана, а самого христианина приучает к духовному инфантилизму. 

А сколько есть ревнителей не по разуму, кто еще и с амвона стыдит за послабления. То, что заработанный гастрит, малокровие, остеопороз от недостатка кальция и прочие прелести лягут бременем на этих людей и их близких, их не касается. Получается, что главное — человек для субботы?

Пост — не самоцель

Озвученные проблемы красноречиво свидетельствуют об искажении какого-то глубинного понимания духовной жизни. Пост — это не самоцель, а личная аскетическая практика, если хотите, некая жертва, и принести ее нужно добровольно, как свой дар Богу, а не как нечто, что строгий духовник тебе приказал или, например, к чему родители принудили детей. 

Фото: elohov.ru

Вот что говорит наставление апостола от семидесяти Ерма, чья книга «Пастырь» в христианских общинах первых веков имела авторитет наравне со Священным Писанием:

«Бог не хочет суетного поста, ибо, постясь таким образом, ты не совершаешь правды. Постись же Богу следующим постом: не лукавствуй в жизни, но служи Богу чистым сердцем; соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце своем. Прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти, и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный».

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.