Православный
26 декабря Священный Синод принял постановление о возможности принятия крещения с сохранением национального имени. Эта тема является достаточно болезненной, так как в церковной практике мы видим столкновение двух традиций — это крещение по святцам и крещение с национальными именами — и они обе канонически не обоснованы. Нередки случаи, когда людям с национальными именами в крещении отказывают в таинствах и подаче записок.

О том, откуда возникла данная проблема и можно ли быть православным Мухамедом, мы поговорили с практикующими миссионерами, работающими с диаспорами, протоиереем Максимом Обуховым и священником Дионисием Гришковым.

— Насколько остра проблема и какие тенденции наблюдаются в последние годы?

Протоиерей Максим Обухов

Протоиерей Максим Обухов: В последние сто лет Православие перестало быть государственной религией, но некоторые рудименты той ситуации, которая сложилась к 19 веку, сохранились до сегодняшнего дня, а именно запрет на использование имен, не входящих в святцы. Это государственная традиция, которая не имеет отношения к Священному Преданию.  Во всех православных церквях принято называть детей по святцам в большинстве случаев, но если родители хотят, детей крестят под любым именем: Богомир, Аспарух, Венера, Аполлон и т. д. 

Священник Дионисий Гришков: Синод пытается решить этим лишь одну проблему: когда на приходах некоторые сотрудники свечных лавок или духовенство не принимают записки, в которых указаны малознакомые им имена. Причем иногда люди, подающие записки, специально пишут, что поминаемые являются крещеными. 

Такая проблема возникает, когда люди из других Поместных Церквей приезжают в России на заработки или в паломничество, и здесь им иногда отказывают в Таинствах. Эта проблема не настолько существенна, потому что она возникает по человеческой немощи и невежеству.

Все же это Синодальное решение не позволяет крестить с теми именами, которых в святцах вовсе нет.

Таким образом, документ решает только узкую проблему по согласованию святцев разных Поместных Церквей.

— От кого идет основной запрос на крещение с национальными именами? 

Протоиерей Максим Обухов: Во-первых, это те, кто называет детей именами типа Алина, Артур, Эдуард. Во-вторых, коренные народы России, не принадлежащие великорусской или славянской народности. Самый многочисленный этнос России — это татары. Татар обычно считают мусульманами, но православных среди них так много, что это перекрывает по численности другие народности. Но для татар имя играет большую роль в национальной идентичности. Своими национальными именами стали пользоваться и другие народы, населяющие нашу страну. Нет канонических препятствий для крещения тех представителей народов России, которые хотят сохранить свою национальную идентичность. В этом отношении можно провести параллель с русскими святыми, которые были крещены под греческими именами, а вошли в святцы и историю под теми именами, которые им дали родители — Ольга, Борис, Глеб, Владимир… 

Священник Дионисий Гришков: В церковно-управленческой среде всегда возникают некоторые недоумения, связанные с различным толкованием традиций церковной практики, скажем, касательно выбора крестных.  И Священный Синод периодически дает разъяснения по этим вопросам, чтобы между духовенством и церковными работниками не было разногласий. Запрос на это решение находится где-то среди нас, среди духовенства. Это некое упорядочение нашего богослужебного строя. К тому же, это помогает избавиться от обрядоверия.

— В постановлении Синода говорится о том, что взрослому человеку с именем, не имеющим аналогов в святцах, нужно выбрать близкое по звучанию. А как быть тем, у кого совсем экзотические имена или фонетический аналог искажает имя? 

Протоиерей Максим Обухов: В постановлении Синода сказано о возможности многоообразия подходов в наречении имени. Большинство мирян дают имена по святцам, но если родители настаивают на крещении под родным именем, у нас нет канонических оснований для отказа в крещении. Другими словами, если  татарская семья назвала своего сына Тимуром и настаивает на крещении под этим именем, у нас нет оснований для отказа. Мы должны крестить его Тимуром.

Священник Дионисий Гришков

Священник Дионисий Гришков: Данное постановление не дает нам каких-то рычагов для решения другого рода проблем. Например, когда человек или группа людей из иноверческой среды хочет принять крещение и сталкивается с традицией наречения нового имени. Эти люди иногда сохранить свое национальное имя, и если созвучного аналога по святцам нет, то это постановление  Синода фактически не дает никакого решения. Все-таки человеку придется брать какое-то другое имя.

Вот недавно у нас был случай, когда человек родом из Болгарии хотел креститься с именем, которого нет в святцах, потому что в святцах действительно есть далеко не все имена. Мы обратились к открытым источникам и не нашли этого имени. Тут возникает вопрос, где брать эти святцы иных Поместных Церквей? Тем более, что сами Поместные Церкви имеют разнообразные традиции наречения имени отличные от Русской и тогда вопрос, что же делать, остается открытым.

С пополнением наших святцев именами из святцев других Церквей есть проблема в том, что нам эти святцы не предоставлены. Например, грузинский язык большинству русскоязычных людей не знаком – как искать источники и ориентироваться в них? Как понять, что брать за образец? Как осуществлять перевод? 

При мне несколько лет назад был случай, когда в Оптиной пустыни отказались причащать паломницу по имени Джульетта, чадо Грузинской Церкви.

В других Поместных Церквях есть другие традиции – например, крестная слава на Балканах, когда почитается не личный небесный покровитель, а покровитель рода, семьи.

К тому же, есть множество подвижников веры и тех, кто крестился кровью, приняв мученическую кончину, имен которых мы не знаем. Святцы естественно не включают в себя всех святых Православной Церкви и расширение этих списков — это долгий и трудоемкий процесс. Мы должны признать, что наша традиция должна быть гибкой. 

— Крещение людей с национальными именами позволяет легче находить компромисс, например, с представителями мусульманских народов, миссия среди которых является очень актуальной для Москвы. Однако имя – это символ, это «название» человека. Не будет ли некой двойственности, если новообращенный православный человек будет носить традиционно мусульманское имя?

Протоиерей Максим Обухов: Наоборот. В последнее время наметилась тенденция крещения мусульман, или бывших мусульман, или тех, кто по культуре считал себя мусульманином.

Крещение троих мусульман (+ фото)
Подробнее

Русская Православная Церковь не проводит политику прозелитизма по отношению к исламу и мы не ведем миссионерскую работу, направленную против ислама. Тем не менее, некоторое, небольшое по отношению к общей массе приверженцев этой религии, количество людей по тем или иным причинам обращается в Церковь с просьбой о крещении, в чем мы, естественно, не можем отказать. И тогда встает вопрос о национальной идентичности. 

В глазах многих народов такая акция превращает таджика, узбека в русского. Это, конечно, большое заблуждение, так как крещение — это акт прихода ко Христу, а не отказа от своей национальной идентичности. Крестившись, человек не противопоставляет себя своему народу.  Поэтому, если крещаемый хочет остаться Ринатом, Азатом, Альбертом, хоть Мухамедом — мы не вправе запрещать ему это.

— В документе делается акцент на том, чтобы расширение возможностей шло за счет святцев иных Поместных Церквей и допустимости иноязычного звучания признанных имен, но вопрос об именах инославных и иноверческих как будто игнорируется. Как вы считаете, какую позицию можно высказать с миссионерской точки зрения насчет таких имен?

Практика всех православных церквей состоит в следующем. Детей мы крестим по святцам. В случае несовпадения даем второе имя. Если родители хотят  — крестим под любым именем, как и сказано в решении Синода — что, согласно библейской традиции, наречение имени новорожденному младенцу являлось прерогативой родителей. 

Священник Дионисий Гришков: Те люди, которые приходили в Православие из христианских конфессий или даже из иных религий, конечно, проделали большой осознанный путь и они с уважением принимают традицию той Церкви, к которой присоединяются, и таких вопросов с их стороны никогда не возникало. Иногда их национальные имена имеют какую-то символику, и они наоборот хотят изменить свое имя в крещении и даже начать употреблять его как единственное.

Бывали случаи, когда люди вышли из ислама и, приходя в Православие, пытались воцерковить свои национальные обычаи, придумать свою терминологию, которой раньше не было, и, конечно, они ревностно относятся к своей культуре, и их было бы уместно крестить с теми именами, которые они хотят.

Если человек носит восточное имя и при этом носит его как христианин, то это могло бы иметь определенное миссионерское значение, показывающее, что Православие выше национальных границ и может освятить любую культуру и не разрушать ее.

Если бы мы целенаправленно занимались воцерковлением определенной этнической группы, то можно было бы рассматривать вопросах на местах. С теоретической точки зрения здесь имелся бы определенный смысл формирования, например, таджикского или узбекского Православия, когда сформировались бы особые церковные напевы, особое убранство храмов. Но на практике такой широкой работы у нас не ведется.

Я лично знаю людей, пришедших в Православие из иных религий, и могу сказать, что они сами специально искали себе новые имена, причем сильно отличающиеся от их национальных. Люди относились к этому довольно серьезно – они выбирали имя любимого святого или святого, через которого пришли к вере.

Насчет православного Мухамеда надо сказать, что такой святой уже есть – это мученик Мухамед, принявший мученическую кончину после своего перехода из ислама в Православие. Так что крестить с этим именем без всяких противоречий можно.

Беседовала Александра Борисова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.