О третьем евангельском чтении на утрене — священник Феодор Людоговский.

3-е воскресное евангелие на утрене — Мк 16:9–20 (зач. 71):

В те дни воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.

После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им:

идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.

Аминь.

Как уже говорилось в прошлый раз, известная нам пространная (есть еще и краткая) концовка Евангелия от Марка была написана заново, после того как оригинальное завершение книги было утрачено. Факт, конечно, крайне досадный, но всё же большой беды в этом нет: Священное Писание — часть Священного Предания, и сегодняшний фрагмент также отражает Предание Церкви, пусть эти строки и не принадлежат евангелисту Марку.

Вместе с тем мы видим, что добрая половина сегодняшнего воскресного чтения на утрене представляет собой довольно сухой пересказ сюжетов, по большей части известных из других Евангелий. Так, о явлении воскресшего Спасителя Марии Магдалине мы читаем у Иоанна Богослова (Ин 20: 11–18 — 7-е воскресное евангелие), о неверии апостолов ее словам и словам других жен-мироносиц — у Луки (24:11), у него же — о явлении Иисуса «двум из них на дороге» (Лк 24:12–35 — 5-е евангелие) и о Вознесении (Лк 24:50–51) и т. д.

Примечательно, что анонимный автор последних стихов Евангелия от Марка влагает в уста Христа предсказание о знамениях, которые будут сопровождать уверовавших. Надо признать, что эти слова очевидным образом контрастируют с другими высказываниями Иисуса о чудесах — ср., например: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:39–40).

Напротив, знамения и чудеса, по слову Спасителя, — неотъемлемые атрибуты лжехристов и лежпророков: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24). Но если мы обратим внимание на то, о каких именно чудесах идет речь в сегодняшнем чтении, то заметим, что это по большей части либо те дарования, которые Христос уже Сам дал апостолам — первым из уверовавших: исцеление больных, изгнание бесов и др.; либо это дары, которые апостолы и другие ученики получили после Пятидесятницы — прежде всего, дар языков.

Слова о змеях напоминают известный эпизод с Павлом в последней главе Деяний: «Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда» (Деян 28:3–5). Не исключено, что автор концовки имел в виду именно эту историю.

Следует также обратить внимание на слова Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (ст. 15). У Матфея мы слышали повеление «научить все народы» (см. Мф 28:19), здесь же речь идет о «всей твари», обо всём творении — то есть, при буквально понимании, о разумных и неразумных существах, о живой и неживой природе.

Действительно ли трактовка должна быть именно такой? Вряд ли здесь есть исчерпывающий и однозначный ответ. Однако известно, что в иных случаях вопрос оказывается ценнее ответа, поскольку дает повод к размышлению — готовый же ответ лишает нас такой возможности. Поэтому ограничимся тем, что напомним слова апостола Павла из послания к Римлянам: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…» (Рим 8:19–22).

Фото: Viktory, fotoclub.zp.ua

Фото: Viktory, fotoclub.zp.ua

В наши дни мы очень хорошо видим и понимаем связь между нашими грехами и страстями (жадностью, жестокостью, глупостью) и мучениями твари — по крайней мере, в масштабах нашей планеты. Однако можно надеяться, что если хотя бы часть творения — люди — воспримут Благую Весть, то и прочее творение будет недалеко от избавления и свободы.

*  *  *

Приводим воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру — в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Греческий оригинал песнопений, равно как и евангельского текста, можно увидеть здесь.

Ексапостиларий:
Яко Христос воскресе, никтоже да не верует:
явися бо Марии, потом же виден бысть на село идущима,
таинником же паки явися возлежащим единонадесятим,
ихже крещати послав,
на небеса вознесеся, отнюдуже и сниде,
утверждая проповедание множествы знамений.

Перевод:
В том, что Христос воскрес,
никто не должен сомневаться;
ибо явился Он Марии,
затем увидели Его шедшие в селение,
и снова явился посвященным в тайны, —
одиннадцати возлежавшим;
послав же их крестить,
на небеса вознесся, откуда и сошел,
и подтверждал их проповедь множеством знамений.

Богородичен:
Возсиявшее Солнце, яко от чертога жених, из гроба днесь,
и ад пленив, и смерть упразднив,
Тебе Рождшия молитвами, свет нам низпосли:
свет, просвещающ сердца и души:
свет, ходити всех наставляющ
на стези повелений Твоих, и на путь мира.

Перевод:
Солнце, взошедшее в сей день из гроба,
как жених из брачного чертога,
и ад пленившее и уничтожившее смерть!
По ходатайствам Тебя Родившей, свет нам ниспошли,
свет, просвещающий сердца и души,
свет, наставляющий всех ходить
по стезям повелений Твоих и путями мира.

Утренняя стихира:
Магдалине Марии
Спасово благовествующей из мертвых Воскресение и явление,
не верующе же ученицы, поносими быша о жестосердии:
но знаменьми вооружшеся и чудесы,
ко проповеданию посылахуся,
и Ты убо, Господи, к начальному свету вознеслся еси Отцу,
они же проповедаша всюду слово, чудесы уверяюще.
Темже просветившеся теми,
славим Твое еже из мертвых воскресение,
человеколюбче Господи.

Перевод:
Ученики, не верившие Марии Магдалине,
благовествовавшей о воскресении из мертвых и явлении Спасителя,
укоряемы были за жестокосердие;
но, вооруженные знамениями и чудесами,
были посланы на проповедь.
И Ты, Господи, к Началу света — Отцу вознесся,
а они повсюду провозглашали слово,
чудесами его удостоверяя.
Потому мы, ими просвещенные,
славим Твое из мертвых воскресение,
человеколюбивый Господи!

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.