Госдума во вторник приняла во втором чтении подготовленный Минобрнауки законопроект «Об образовании в РФ». Законопроект разработан с целью «создать правовые условия для развития системы образования в соответствии с запросами человека, общества и государства», и чтобы привести российское образования к стандартам Болонской системы.

Оппоненты нового закона отмечают, что в законе присутствуют правильные декларации: о гарантиях доступности образования, преемственности между школой и вузом, достойной оплате труда педагогов, но в статьях о средней и высшей школе, правах и обязанностях преподавателя и студента все это уничтожается.

Так же законопроект лишает преподавателя права на высказывание своей точки зрения. Если в современном законе «Об образовании» преподаватель не имеет права агитировать в пользу политических партий, то в новом законопроекте он не имеет права «содержанием своего преподавания принуждать студента к принятию убеждений — религиозных, политических и иных».

О его видении нового закона и проблем образования мы спросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Образование: что мы хотим получить?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Первый вопрос, который мы должны задать, начиная размышлять о законе «Об образовании» — как авторы законопроекта понимают образование, каковы его цели, и что они хотят получить на выходе? Образование — это дело большой важности и это область, на которую расходуются весьма и весьма значительные государственные средства. К сожалению, у нас еще в советское время пошли по принципу «числом поболее, ценою подешевле», над которым иронизировал в своем бессмертном произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедов.

Конечно, реформировать существующую систему образования необходимо, но делать это надо очень продуманно, сохраняя то лучшее, что в ней накоплено, и бережно по отношению ко всем людям, которые в ней учат и учатся. Поэтому ответственность тех, кто берется за реформы в этой области, исключительно велика, ошибки будут иметь самые отдаленные последствия и скажутся на всех.

По мнению авторов «Проекта Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации», образование — это

«общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а воспитание это «организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства».

Образование, кроме знаний, должно иметь еще и нравственную составляющую. Можно обладать обширными знаниями, но быть абсолютно безнравственным человеком.

Некий политический деятель в отношении нового законопроекта об образовании выразил мысль, которая звучит примерно так: «образованный человек опасен для власти». Мысль эта характерная, но согласиться с ней можно лишь отчасти.

Да, образованный человек опасен, но только для антинародной власти. Для власти же, которая служит своему народу, образованный человек — это опора, самый первый помощник, самый нужный сотрудник, потому что цель образования как раз и состоит в том, чтобы служить своему Отечеству и народу и, в конечном итоге прославлять Бога.

Авторы нового закона считают, что образование должно служить «интересам» общества. Но подумайте, разве можно бескорыстно служить, а тем более жертвовать собой ради каких то, или чьих-то интересов? Ведь именно об интересах говорится в законопроекте. Самоотверженно служить можно только ради высокой идеи, а жертвовать своей жизнью — ради того, что выше жизни.

Далее мы читаем в проекте, что, с одной стороны, образование формируется на основе ценностей, принятых в обществе. Но, к сожалению, в законе не говорится, что это за ценности, не указывается и на источник этих ценностей. А ведь нравственное содержание народа формировалось под благотворным влиянием Православия, хранительницей идеалов которого является Русская Православная Церковь.

Sex, drugs, rock-n-roll

У нас в обществе приняты другие идеалы — «деньги решают все». Это псевдоидеал присутствует и пропагандируется везде. Православие учит, что сребролюбие, алчность — это порок, смертный грех, а современная идеология — что можно и нужно удовлетворять свои интересы и низменные потребности в полной мере. Чем выше прибыль, тем на большее преступление готов пойти человек, для которого главное — деньги, для которого бог — доллар. Этот бог и повелевает ему совершать преступления.

Возьмите, например, порнобизнес. Он строится на унижении человеческой природы, в первую очередь женской, но и мужской тоже. Снимать и демонстрировать порнофильмы — значит нравственно топтать людей, превращать их в неполноценных людей, в человеческие существа без принципов, без стыда, без совести, без души — только телесная оболочка, которая со временем сгниет в могиле, если ее не сожгут в крематории.

Наркобизнес — может быть еще более страшное зло. Наркобароны прекрасно знают, что происходит с наркоманами, что они погибают в ужасных мучениях, потеряв и подобие Божие, и человеческое достоинство, измучив своих близких.

Современный фармацевтический бизнес несет печать нравственного вырождения. Постоянно повышаются цены на лекарства, и сокращается список лекарств, которые выписываются бесплатно. Разве магнаты, которые стоят на вершине своих пирамид, не знают, что они просто залезают в карман к семьям, у которых, например, родился больной ребенок, к немощным старушечкам, к самым незащищенным людям? Нет, им надо ради сверхприбыли еще туже затянуть удавку — «если не хочешь помереть, то отдай все, что у тебя есть за лекарства».

Дельцы преступного бизнеса не задумываются, что с ними самими будет в загробной жизни, а напрасно, об этом много написано в Священном Писании.

Такое отношение к ближним, а для дельца к «нижним», поскольку окружающих они считают ниже себя, коренится в неправильном образовании — если образование ставит целью удовлетворение интересов, то какие интересы сильнее проталкиваются, те и занимают первое место в иерархии человеческих ценностей и влияют на принятие решений.

О концепции образования

Образование должно давать возможность выдвинуться талантливым людям. Например, трижды Герой Социалистического труда академик Яков Борисович Зельдович высшее образование получил экстерном, уже работая над атомным проектом и занимая руководящие посты. Речь идет не о том, чем человек нам кажется, а о том, кем он является на самом деле. Конечно, очень трудно определить, на что человек способен, но современная система подобной задачи и не ставит и гениев-самоучек не пропустит. В современной системе есть явные пороки, и их нужно исправлять.

Способствуя выдвижению по настоящему талантливых людей, система образования должна бережно относиться к тем, у кого таких способностей нет. В обществе должна быть иерархия: если у тебя есть таланты, то ты можешь занять определенный высокий пост, если нет способностей, то другой пост. Дело не в бумажке, а в том какой уровень ты показываешь.

Нам надо говорить о том, каким образом образование может быть основано на христианских началах и на основе многовекового опыта отечественного и зарубежного. Это очень сложная задача и, чтобы правильно ее решить, необходимо обращаться к опыту великих предков. Как великие корифеи прошлого решали подобные задачи? Мы знаем, что российское образование брало за основу германское образование. Значит, если браться за дело серьезно, нужно изучать немецкие законы об образовании той эпохи.

Например, для таких ученых, как Ломоносов, Менделеев и многих других, европейские языки, в том числе немецкий, были, как родные. Немецкий канцлер Бисмарк после победы в франко-германской войне 1870 года сказал, что собственно победу одержал немецкий учитель, потому что германские солдаты от рядового до маршала оказались лучше подготовлены, чем их противники. Но наши далекие и недавние предки превзошли своих учителей, и отечественная система образования оказалась лучше германской, потому и вышли победителями в Великой Отечественной войне.

Можно возразить, что дерево познается по плодам, и что если в России и Германии было такое прекрасное образование, то почему же в ХХ веке произошли столь кровавые трагедии, потрясшие весь мир? Может быть, это образование было не таким уж и хорошим? И если мы снова будем брать за образец образование XIX века, то мы вновь столкнемся с какими-то страшными потрясениями? Да, такие опасения вполне оправданы. Чтобы этого не произошло, образование, без сомнения, должно иметь в себе высокий идеал. Этим идеалом является Православие, а его хранительницей — Русская Православная Церковь.

Если общество утрачивает идеалы, то катастрофы неизбежны. Опыт предыдущих поколений нужно изучать для того, чтобы не повторять ошибок и брать все лучшее, что было достигнуто. Важное дело должны делать специалисты, обладающие фундаментальным образованием, которые, помимо своих знаний, руководствуются еще и высокими идеалами и стремятся бескорыстно служить своему народу.

О великих предках

Ответ на вопрос, какие должны быть цели у среднего и высшего образования требует серьезной коллективной работы. Я могу сказать, что российское образование уходило в глубь веков и первоначально опиралось на фундамент, воздвигнутый великой Римской империей, для которой были характерны следующие добродетели. Первое — верность заветам предков. Второе — личная доблесть и воинская, и гражданская.

Например, император Каракалла убил своего брата, но пожелал, чтобы его судил суд общей юрисдикции. Когда обратились к одному правоведу с просьбой выступить на суде защитником императора, он ответил: «Защищать убийцу труднее, чем стать убийцей», — и отказался защищать преступного правителя. Он лишился головы, но не лишился чести. Он не был христианином, это пример древней римской доблести.

Третье — это правосознание. Жизнь должна строиться по законам, известным каждому. У нас есть ходячее выражение «незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Странно, почему мы, живя в XХI веке, не знаем законов? Почему основные законы и принципы правосудия изучают в школе так, что выпускники школы их не знают?

В римской империи понимали, что нельзя без суда и следствия устроить расправу, то есть был сформулирован принцип презумпции невиновности. Только по отношению к рабам он не применялся. Этот принцип лежит в основе знаменитого римского права, который, в свою очередь, является основой всего современного европейского и российского законодательства. У нас в обществе этот принцип по разным историческим причинам не укоренился, нет его и сейчас. Его отсутствие и есть одна из причин государственных переворотов, которые испытала наша страна.

Итак, мы должны быть верными заветам своих великих предков. И тут встает вопрос о наших предках, которые жили в Советском союзе. Власть над великой страной захватили люди, далекие от народа, провозгласившие атеизм государственной идеологией. С другой стороны, в это время в России были такие великие люди, как Курчатов, Туполев, Королев. Например, академик Лев Андреевич Арцимович, один из ближайших сотрудников Курчатова, был духовным чадом старца архимандрита Павла Груздева.

И. В. Курчатов жил в страшную эпоху, на нем была колоссальная ответственность, за срыв проекта он буквально отвечал головой, но сохранил себя как личность. Кстати, его дед был священником. Все сотрудники и подчиненные Курчатова вспоминают его исключительно с благодарностью. Таким образом, нужно смотреть на личность человека, ведь многие из советских людей были ближе к идеалам христиан, чем мы, живущие сегодня.

Одной из проблем нынешнего образования, как мне кажется, является отсутствие препятствий для поступления в высшие учебные заведения. В эпоху перестройки создали множество высших учебных заведений, не задумываясь, являются они необходимыми, или нет.

Высшее образование должно быть элитарным, но под элитой нужно понимать интеллектуальную и нравственную элиту, независимо от социального происхождения. Лучшие профессора должны давать знания и нравственные принципы самым лучшим молодым людям поколения. Качественное высшее образование — это очень тонкий и очень дорогой, но быстро окупаемый процесс, который обеспечивает стремительный прогресс во всех областях жизни государства.

До революции в России был недостаток образованных людей, а сейчас избыток. Если сделать его снова желанным, то люди сами захотят учиться, потому что знания дают статус, образованные люди везде нужны и за их труд им готовы хорошо платить как государственные руководители, так и частные предприниматели.

В императорской России студентов было примерно в 40 раз меньше, чем в наше время, но выпускник университета был подготовлен, как сейчас кандидат, или даже доктор наук. Выпускники работали за большие деньги, и их не нужно было контролировать, потому что они работали не за страх, а за совесть. Если же кто-то проявлял некомпетентность, то это сразу становилось заметно, и с ним никто не хотел иметь дела.

Академик А. Н. Крылов, возглавлявший Морской технический комитет в предреволюционные годы, вспоминает, что инженер, ответственный за постройку одного из линейных кораблей, проявил техническую неграмотность. Крылов потребовал его увольнения, ему сказали, что будут вынуждены заплатить ему неустойку за прерванный контракт в размере 50 000 рублей (для сравнения, в те годы профессор получал 500 рублей в месяц). На что Крылов ответил, что хоть пятьсот тысяч, но он требует, чтобы безграмотного инженера гнали в шею, иначе он загубит дорогостоящий проект.

Конечно, у нас сейчас есть жемчужины: это и МГУ — великолепный пример классического образования, и ПСТГУ, где учат богословию не хуже, чем где бы то ни было в мире, и другие подобные вузы.

Если молодой человек не хочет учиться, пусть он работает на производстве. У государства нет возможности содержать столько вузов, средств на образование всех желающих и не желающих объективно не хватает.

Агрессия святых отцов — это агрессия отличника по отношению к троечнику

Читая святых отцов, я заметил в их трудах некоторую агрессию по отношению к их оппонентам. Сначала она меня резала, но потом я понял, что это агрессия отличника по отношению к троечнику, который не хочет думать. У нас же господствует агрессия троечника по отношению к отличнику: «Отличник — это «ботаник». Почему? Ведь человек, который хорошо учится, должен быть уважаем, его должны ценить. А троечников рядом с отличниками не должно быть, они им только мешают.

Систему образования нужно строить по принципу «система для человека, а не человек для системы». Она должна быть высокоэффективной. Человек без образования не должен считаться человеком второго сорта. Всем известен пример, что Эйнштейн, учился в школе далеко не блестяще. Если система дает возможность такому человеку пробиться — значит это хорошая система.

Хочу обратить внимание и на такое немаловажное обстоятельство: система образования должна основываться на принципе свободы: если человек хочет учиться, государство должно предоставить ему эту возможность, а если нет, должны быть условия, чтобы он мог работать на доступном ему уровне квалификации, и имел возможность прокормить семью. Система образования должна выпускать высокообразованных специалистов, способных не гнаться за сию минутной выгодой, а быть способным прислушиваться к голосу совести и делать нравственный выбор, даже если это потребует от них каких-то лишений и жертв.

Читайте также:

 О программе-минимум

Ирина Лукьянова: Школьное образование утратило связь с реальностью

Марина Журинская: Все модификации школьного образования направлены на оглупление народа

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.