Главная Образование

«Мы привыкли к бумажкам, но почему каждый день появляются новые?» Сколько документов на самом деле ведут учителя

Документов стало меньше в 25 раз, но легче не стало
Фото: freepik.com
Количество документов, которые приходится заполнять российским педагогам, официально уменьшилось в 25 раз. «Правмир» поговорил с учителями из разных регионов и узнал, почему бюрократия остается острой проблемой для государственных школ. Имена некоторых героев изменены.

«Ты морально готов уволиться или сесть»

Маргарита, учитель-предметник (Москва):

— Если классный журнал перешел в МЭШ, то все остальные документы — нет. Они в мучительном процессе этого перехода, и для всего надо делать бумажные копии. А я делаю копию и для электронного журнала, потому что с выставлением оценок там много проблем: постоянно закрываются даты, когда можно эти оценки поставить. То есть мне нужно проверять день в день. 

Например, дается отдельный модуль на изложение — и ты должен сразу проверить все изложения. Поэтому проще сперва поставить оценку в бумажный, а потом найти, куда ее воткнуть в электронном.

В этом году у меня нет классного руководства, я заполняю только то, что нужно учителю-предметнику. А сколько нужно заполнять классному руководителю, это катастрофа: 

  • журнал инструктажей по охране здоровья и правилам поведения;
  • занятость класса в кружках и секциях;
  • листок здоровья;
  • отчет о воспитательной работе за предыдущий год;
  • памятки для родителей;
  • план воспитательной работы;
  • правила поведения;
  • социальный паспорт класса;
  • список учеников;
  • характеристика класса.

А еще все протоколы родительских собраний, списки представителей с телефонами, списки льготников, учет посещаемости, согласия на обработку данных от родителей, согласия на выездные мероприятия… Если проводим какое-то тестирование — согласие на это тестирование в начале года. 

Не очень понимаю, почему классный руководитель должен бегать с листком здоровья. Разве это не задача поликлиники? Почему надо куда-то ходить, если у нас есть ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система)? Для хороших программистов это не проблема.

Наш директор настаивает, чтобы классные руководители заполняли журнал работы с классом и фиксировали любые взаимодействия с родителями. Она, конечно, права: это способ себя обезопасить. Родители строчат жалобы в департамент. Причем настолько абсурдные, что мама не горюй.

Когда я была классным руководителем, то просто смирилась с тем, что в крайнем случае меня посадят. Потому что я не могла вести журналы бесед с родителями, особенно если большинство из них были по телефону или в переписке. Протоколы классных часов я никогда не осиливала, только если это ставилось на контроль свыше. Просто отмечала классные часы в журнале воспитательной работы. Но для выпускных классов это обязательно, потому что непременно найдется родитель, который подаст в суд за то, что школа якобы не предупредила его ребенка о том, что, например, телефон на ЕГЭ приносить нельзя. Эти бумаги — наша защита. 

У классных руководителей выпускных классов проблем, таким образом, больше: на собрания ходят не все, а подписи надо собрать со всех.

Одним словом, ты работаешь либо с бумажками, либо с детьми. Во втором случае ты морально готов уволиться или сесть.

Несколько дней назад мы страдали из-за нового тестирования, которое будет съедать 10–15 минут от урока. Вынь да положь в указанный день. В понедельник днем пришел приказ, в среду в восемь утра пришли задания. Надо было провести до пяти часов, проверить, заполнить файл с ответами и отправить. Дальше все учителя взвыли и отбили время хотя бы до пяти часов следующего дня.

Само тестирование нелепое, по крайней мере по русскому языку: одно или два задания ЕГЭ. Зачем это надо и что это покажет? Очередная образцово-показательная ерунда: мы провели, мы поработали. Что провели? Как поработали? Лишь бы цифры были красивые. И так каждый раз. 

Моя личная проблема в том, что я иду на одну нагрузку, а в итоге получаю другую, потому что в мои окна приходится заменять коллег. Ну вот заболели учителя, мы друг друга так поддерживаем. Но поддержка поддержкой, а проверять тетради некогда. Проверяешь после уроков, и все это надо совместить с бумажками, а еще с тем, чтобы как-то заработать на жизнь, если у тебя нет классного руководства. Без репетиторства не обойдешься. 

Я бы снова обязала детей заводить бумажные дневники. Считаю крайне неудачным решение, что дети должны смотреть домашнее задание в электронном журнале или в электронном дневнике — пусть они останутся для родителей, но бумажный дневник ребенок должен вести сам. Железное правило. 

Ребенок должен научиться отвечать за то, что он получает на уроке. Иначе он воображает себя коробочкой, которую учитель, прыгая, должен наполнить конфетками.

Пока эта коробочка не превратится в активного получателя образования, ничего не произойдет.

Хорошо, допустим, появится идеальный электронный журнал. Был у нас, кстати, такой лет десять назад, его делала частная компания. Он был простой как пять копеек, и оценки я выставляла буквально за пару минут. А в нынешнем произведении коллективного абсурда ты тратишь на это час: оценки то исчезают, то появляются, у тебя там что-то перестраивается, нужно нажать несколько кнопок.

Проблема не в том, чтобы что-то из документов оставить или убрать, а в том, чтобы сделать удобно. Неважно, как это будет, на бумаге или в электронном виде. У нас есть постоянные бумажки, мы к ним привыкли, все примерно понимают, как с ними работать. Но почему каждый день появляются новые? «Это разовая акция». А этих разовых срочных акций бывает по сто в месяц. Зачем это нужно? Кому? 

Просто хочется, чтобы нам не мешали проверять тетради и готовиться к урокам. И чтобы бешеной отчетностью по классному руководству занимались отдельные люди. Заниматься детьми, делать из них коллектив, заниматься воспитательной работой — пожалуйста. Но для этой тонны бумаг каждому классному руководителю нужен секретарь. 

«Мутные отчеты»

София, учитель-предметник (Забайкалье):

— Свою работу я люблю, но все чаще вместо того, чтобы сосредоточиться на важном, мы делаем какие-то мутные отчеты и тратим на это свое время и деньги.

Из недавнего: комитет образования устроил «Диктант здоровья». Возможно, диктант и был полезен, только на следующий день мы получили письмо с требованием отправить директору свои сертификаты, а сертификаты родителей и детей собрать в архив и тоже отправить на почту не позднее понедельника.

На этой же неделе нужно было сделать что-то подобное про безопасность, про детей и их налоги (просили распространить листовки с напоминанием родителям уплатить налоги). 

Что еще потребовали на этой неделе: 

  • электронные списки для медика;
  • ежедневный контроль успеваемости по двум сменам;
  • списки льготной категории детей;
  • социальный паспорт класса;
  • информацию по детям, которых нет в льготных списках, но которые в классе есть.

Сегодня в первом часу ночи пришло сообщение с просьбой провести пятиминутки по правилам поведения на дороге. И вот в 7:20 я уже в школе. Начало занятий в 8:00, но сегодня я дежурный учитель. У меня нет первого урока, поэтому я занимаюсь методической работой и вношу в сетевой журнал отсутствующих. Обзваниваю родителей тех, кто не пришел. Сегодня заранее никто не написал, что ребенка в школе не будет, — я сделала семь звонков.

В 13:00 получаю задание подготовить презентацию и рассказ для родительского собрания на вечер. Пью чашку чая. Думаю, что сделаю быстро и пойду домой пообедать. Быстро не получается. Поступает распоряжение директора подготовить для охраны списки родителей, которые придут на собрание. Сижу печатаю.

В классе сегодня новичок. Иду с ним к директору, копируем документы, веду его в библиотеку получать учебники. Вношу все его данные в таблицу для фельдшера (паспорт, снилс, адрес, родителей и так далее). Отправляю. Уже в третий раз, потому что новичок третий за две недели.

Время 14:30. Бросаю все, иду домой обедать. Через полтора часа сажусь за компьютер: надо скопировать и распечатать материал ко Дню учителя и не только. Еще через полтора часа бросаю все, собираюсь и иду на родительское собрание.

Ухожу домой в 20:30. Пью чай. О чем-то думаю. Пытаюсь вычислить, во сколько мне завтра в школу: ярмарка, спортивные состязания… Радуюсь, что мой старший класс занят на учебе и нас не задействовали. Завтра поработаю с сетевым дневником и проверю свою часть олимпиадных работ…

«Чтобы избежать лишних отчетов, я не беру классное руководство»

Оксана, учитель-предметник (Владимирская область):

— Работаю в школе тринадцатый год. Когда начинала, у нас были бумажные журналы, дневники и отчеты. Календарно-тематическое планирование и программы печатали на компьютере раз в пять лет, а потом учителя передавали их друг другу, только меняли титульный лист.

Программы, включая КТП, журнал, дневники детей, программы для надомного и индивидуального обучения, отчет в начале года по классному руководству, план воспитательной работы, отчет по таблице каждую четверть и в конце года — вот и вся документация. Справлялись. Надо было вручную считать количество пятерок, четверок, троек и двоек. Проверки свыше были очень редки.

Потом я поменяла школу, год или два летала от радости. А дальше пришла новая директриса и началась принудительная цифровизация. Коллеги стали увольняться каждый год, а иногда и каждый месяц. 

Сертификаты, карты, «Госуслуги»… Отчет — каждую неделю. Я отказалась от классного руководства в ущерб зарплате, это минус девять тысяч рублей. Невозможно работать, одна принудиловка.

Новый директор потребовала скачать Viber. У меня на ноутбук он не установился, пришлось покупать телефон и вторую симкарту для рабочего чата. Чат пищал и днем и ночью. Никакой личной жизни — сиди в телефоне: не имеешь права пропустить ни одного сообщения. И одни отчеты, плюсы и минусы, голосования, проверки, скачаны ли, наконец, «Госуслуги»…

Цифровизация только набирает обороты. Теперь вместо пяти документов в бумажном виде — сотня в электронном. Отчеты:

  • о «Пушкинской карте», 
  • проезде-питании, 
  • работе с родителями каждый раз (вынудила скачать «Госуслуги» — отчет, вакцинация и сертификаты — отчет и о детях, и о всей их родне); 
  • походах с классом (в том числе приложить фото и видео); 
  • ремонте кабинета; 
  • MAX и активности там.

И это только часть. Коллеги постоянно увольняются, я даже не знаю имена всех, с кем сегодня работаю. 

Чтобы избежать лишних отчетов, я не беру классное руководство, не состою ни в одном из чатов, не регистрируюсь в «Сферуме» и MAX.

Делаю только календарно-тематическое планирование и распечатываю его себе, потому что техника в школе ужасная и все теряется. Даты там никакие не ставлю. Электронный журнал заполняю, когда у меня есть интернет. Веду бумажный журнал, у детей бумажные дневники. Дети и родители довольны.

Конечно, зарплата могла бы быть чуть выше, если бы я согласилась на классное руководство и бесконечные регистрации. Но без этого у меня есть свободное время, отпуск, выходные и праздничные дни. По желанию совмещаю работу учителя с работой юриста, подрабатываю в частной школе и репетитором.

«Социальный паспорт — поэма на семь страниц»

Александра, учитель-предметник (Тверская область):

— В школе я работаю больше двадцати лет. У нас всегда была замечательная администрация, которая и занималась этим самым валом бумаг. От нас в обязательном порядке требовалось: 

  • вести журнал и план воспитательной работы;
  • в конце четверти сдавать отчет об успеваемости и количеству пропущенных уроков (для классных руководителей); 
  • делать отчет об успеваемости и промежуточной/итоговой контрольной работе (для предметников).

Потом в школе появился социальный педагог и, как следствие, социальный паспорт класса. В этом году социальный педагог просит новую форму этого паспорта, да такую, что я до сих пор не оформила, ибо теперь это поэма на семи листах. Сама она это придумала или сверху спустили — не знаю.

У меня классное руководство в девятом классе, дети питаются самостоятельно, так что никаких ведомостей на питание я не веду. Но те классные руководители, у кого дети питаются за деньги, ведут, и деньги собирают, и со столовой договариваются.

Сейчас нужно ежедневно подавать информацию, сколько человек болеет, сколько отсутствует по уважительной и неуважительной причине. Есть подозрение, что это связано с «обязательным» использованием MAX: информацию требуют писать только туда.

Остальные бумажки — на случай. Нужно посчитать то прописанных не в городе, то количество «Пушкинских карт», то количество многодетных…

Я не считаю это чем-то сложным. Большинство информации я включила в анкету и собрала в начале года, теперь достаю по мере надобности. Самая напрягающая бумага — это отчет о результатах ВПР. Четыре-пять классов два урока подряд пишут работу, а потом для отчета нужно внести каждого ребенка под номером и на каждом из четырнадцати заданий поставить 0/1/2 балла. Здесь работы на много часов, не говоря уже о самой проверке. А потом слышишь: «В журнал не ставьте».

Вот что потребовали сегодня в чате: 

  • дежурные учителя измеряют температуру, проверяют наличие мыла, наличие антисептика;
  • до 11:00 все собирают и отправляют данные по отсутствующим; 
  • классные руководители составляют график прививок от гриппа с медиком;
  • классные руководители составляют списки желающих обедать в столовой (среднее, старшее звено). 

Все важное и нужное, но с нагрузкой в 35 часов я не успеваю!

«Заполни цифровую ведомость, а потом перенеси в амбарную от руки»

Татьяна, учитель-предметник (Московская область):

— Несколько лет назад я работала в московской школе, бюрократической нагрузки там не припомню. В области уже было совсем по-другому.

Приходилось делать:

  • план воспитательной работы;
  • отчет о воспитательной работе в конце каждого триместра; 
  • отчет об успеваемости.

Очень много бумаг в конце учебного года заполняли классные руководители выпускных классов, в том числе следующие:

  • ведомость оценок по каждому ученику;
  • ведомость оценок по каждому предмету;
  • амбарная (сводная) ведомость от руки.

Самое обидное, что у нас был электронный журнал. Мы не понимали, почему нельзя просто распечатать данные оттуда. Нет, нам дали специальные цифровые бланки, которые пришлось заполнять, они немного отличались от тех, которые распечатываются из электронного журнала. Потом мы все это сводили и переписывали в амбарную ведомость.

У нас были папки классных руководителей с кучей бумаг, но эту папку проверяло только руководство школы. А еще отчеты. 

Когда выпускаешь класс, ты уходишь с работы после шести вечера: пока все не сделаешь, не уйдешь. 

Я не выдержала и в этом году уволилась, теперь работаю в частной школе. Здесь никакой бумажной волокиты нет, одно календарно-тематическое планирование. Но уволилась я даже не из-за бумаг, а из-за того, что нас, учителей, заставляли убирать территорию вокруг школы, мыть окна, полы, парты, раскладывать туалетную бумагу… У меня своих обязанностей полно, а тут я еще должна работать уборщицей и за свои деньги покупать школе туалетную бумагу.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.