Радоница: мёд Сампсона и Ионафана

|
Радоница полна пасхальной, воскресной сладости – о, Сладчайший Иисусе! «О, Моя Весно, Мое Сладчайшее Чадо, как и отчего угасла Твоя красота?» – восклицает в византийской поэме в дни Страстей Богоматерь… Сладчайший… по-русски это «родной, миленький». Так порой мы говорим, обращаясь к деткам – «сладкий мой, родной, любимый, единственный».

Сладок мёд – таинственная древняя пища мистерий. Издревле он связывался с жизнью мертвых – ибо человек не мог поверить, что Бог его оставил навсегда, как добычу смерти.

Ольга Шульчева-Джарман

Ольга Шульчева-Джарман

Тайна мёда как пищи – символа пищи бессмертия и возрождения, своею сладостью, к которой древний человек был совсем непривычен, в отличие от нас, с пирожными и тортиками, с конфетками и шоколадками, была тайной воскресения, светлого, сладчайшего, долгожданного посмертия, которое не есть смерть, но – жизнь…

Мёд – пища, пришедшая в мистерию Крещения ранних христиан. Новокрещенные, погрузившиеся в воды купели, в смерть Христову, после вкушали мёд. Евангелист Лука сохранил для нас рассказ о том, как Сам Воскресший из мертвых вкушал мёд от пчелиных сот (Лк. 24:-42-43), уверяя учеников, что Он воскрес не как дух, но во плоти.

Радоница полна пасхальной, воскресной сладости – о, Сладчайший Иисусе! «О, Моя Весно, Мое Сладчайшее Чадо, как и отчего угасла Твоя красота?» – восклицает в византийской поэме в дни Страстей Богоматерь… Сладчайший… по-русски это «родной, миленький». Так порой мы говорим, обращаясь к деткам – «сладкий мой, родной, любимый, единственный».

Единственные и родные, они – о, как многие! дети малые и дети седые, ибо у Бога все чада – погребены в земле, ждущей Пасхи вечной, что изольется на землю в последний день.

Христос – новый Самсон, Он разорвал льва, и разорвал его надвое, навсегда, без возврата. Он убил смерть, Он вырвался из чрева смерти, той, что алчна как лев и молчалива как кит, поглотивший Иону. В руке Его – книга Нового Закона, – не такого, как что бы то ни было прежнее, что было до сего. Он творит всё новое.

«Господи, кто поверил слышанному от нас?» И кому открылась Твоя мышца, Твоя сила, Твоя крепость?» (Ис.53:1) «Отрок Господень – Муж скорбей (Ис.53:3) – открылся в Муже крепком, связавшем сильного» (Мк.3:27). «Сила Его совершилась в немощи Его» (2 Кор.12:9). Он, как росток из сухой земли (Ис.53:2), пробивает толщу смерти – «толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде». (Пс.140:7). Но кит-всеядец, ад всеядец извергает всех мертвых – первым из которых становится добровольно ставший мертвым Сын Божий.

… На иконе Христос Спаситель предстоит в полный рост. Темно-синий гиматий облекает Его фигуру, формируя контуры, очертания огромной рыбы – кита, «кита-всеядца». При этом прослеживаются даже хвост и плавники, не говоря о зияющей пасти, из которой является глава и плечи Спасителя, сияющего светом.

Христос в алом хитоне словно разрывает Собою чрево чудовища.

Он разорвал льва, как козленка, подобно Сампсону (Суд. 14) и смерть стала сладкою, ибо смерть теперь приобретение, как воскликнул великий Павел (Филипп.1:21). Она не заслоняет Бога Живого, она – шаг к воскресению со Христом.

Его ноги, ноги Христа, – «ноги благовестника» (Ис.52:7) – свободные от плена, стоят на новой земле и новом небе Царствия непоколебимого (Евр.12:28), неподвластного смерти. «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Ис.52:7 и Наум 1:5).

Он царствует всем созданием, как Бог и – теперь, «быв человек», получил «Имя превыше всякого имени» (Филипп.2:9). И пред именем Иисусовым поклоняются небо, и земля, и преисподняя с гимном Исаии: «Вот на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: Воцарился Бог твой!» (Ис.52,7).

В руке Его – кодекс Евангелия, напоминающий соты – соты со сладким медом Евангельского учения. «Закон твой – паче меда устом моим» (Пс. 118:103), но он открывается только Воскресением. Лишь Воскресение Христово дает Его ученикам Дух жизни для исполнения заповеди Нового Завета – любить друг друга, как Он возлюбил нас (Ин.13:34).

«Мед обрет, яждь умеренно» – предостерегает осторожный автор Притч (Притч. 25:16). Да, правда – тайна смерти притягательна своей неотвратимостью.

«Я отведал (…) немного меду; и вот, я должен умереть» (1 Цар. 14:43) – говорит в скорби Ионафан своему отцу Саулу, повторяя пророческое «се» – nyn – «посмотри!». И призрел Господь на скорбь Ионафана. Как похожи вдруг становятся Ионафан и Адам!

Вкушая, вкусих мало меда Адам – и умер, но Христос последовал за Ним. «Адам, где ты (Быт.3:9)? Умирая, Я следую за тобой!» – говорит в проповеди святитель Григорий Великий.

Христос исполнил Закон – исполнил пророчество Иеремии о Новом Завете, о Законе Новом (Иер.31:31). Горькие оцет и желчь вкусил Он. Как Самсон, простер Он руки в обе стороны – «Господи, вспомни меня!» (Суд.16:28), – отверженный от народа Своего, ибо пришел Он к Своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11).

Он «стал за нас грехом» (Рим. 8:3) – Муж Крепкий, в котором не было греха – и умер в отдалении от Бога, и «из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14).

Он, отверженный, умирал за всех отверженных, за чуждых закона (1 Кор.9:21), за дальних – «умри, душа моя, с филистимлянами!» (Суд.16:30) И был Дух Господень на Нем, тысячекратно более чем на Сампсоне, ибо более Сампсона здесь, и воздвигнут Он из мертвых.

И те, бывшие далеко, стали близки Его кровию (Еф.2:13).

Он разделил смертную скорбь Ионафанову, Он стал вместо него, Он заступил на его место – и стал победителем в смерти Своей. И не оставлен Он в смерти, не дано Ему увидеть истление (Пс.15:10).

«Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь!» (1 Цар. 14:45).

И воздвигнуты с Ним «соборы человек всесильною державою». Возьмите верхи врат – и войдет Царь славы – Господь, крепок и силен! (Пс.23:8)

Из смерти изъята горечь ее навек. Он стоит посреде учеников Своих, Он, поправший и умертвивший льва-человекоубийцу и «стерший главы змиев в воде». Он, вкушая мед от сот (Лк.24:42-43) уверяет их в Своем истинном Воскресении от мертвых.

Из мёртвого Льва от колена Иудина (Быт.49:9) мы вкушаем сладкий источник жизни – здесь, на новой земле, под новым небом. Здесь обитает правда Его, встретившаяся с Его милостью (Пс.84:11).

Здесь мы с ним – люди новые и Завет Его Новый написан Духом Его в наших сердцах, ставших из каменных плотяными (Иез.36:26-27) – ибо Он неложно и навсегда причастился нашей плоти и крови (Евр.2:14).

Он, прорвавший уловом сети,

был средь мертвых и вновь живет.

Навсегда знаменован смертью

Он, вкушающий мед из сот…

 

Он, неузнанный узнаваем

по следам на Его ребре.

Он не в ветхом городе с нами

на пути к Масличной горе.

 

Сухо древо, и свиток горек,

но не смирны здесь аромат,

и не спрятал Его садовник,

и цветет Его виноград.

+++

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный – помилуй нас.

Читайте также – Какого числа Радоница в 2018 году?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: