Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня
Канадский психолог Гордон Ньюфелд, один из создателей теории привязанности, о том, как решить проблему травли в школе и помочь ребенку-агрессору

Почему дети буллят? 

Многие считают, что буллинг – это поведенческая проблема, что булли ведут себя так намеренно. Потому что само слово подразумевает использование силы с целью добиться своего, поэтому они буллят окружающих. На самом же деле, если мы посмотрим на это явление более внимательно, то увидим, что оно непосредственно связано с инстинктами привязанности, и инстинкты привязанности в этом случае искажаются.

Привязанность нужна для того, чтобы легче было заботиться. Для облегчения заботы о младших, слабых, нуждающихся, уязвимых существуют две группы инстинктов. Один из  инстинктов – инстинкт зависеть, смотреть снизу вверх, искать ответы. Для другой группы в отношении людей у нас нет названия, но в животном мире это альфа-инстинкты – инстинкты доминировать, брать под свой контроль, оставлять за собой последнее слово, всегда находиться в позиции первого, главного – и все это для того, чтобы иметь возможность заботиться. И это очень хорошо можно наблюдать в животном мире.

Проблема начинается тогда, когда дети теряют свои чувства, происходит побег от уязвимости – и это случается сейчас с нашими детьми. Они не только становятся альфа-детьми, а альфа-дети – это дети, которые считают, что за ними всегда последнее слово, что они должны все контролировать, выигрывать в каждой ситуации, помимо этого они еще защищены от заботы и как следствие – от чувства ответственности. И это приводит к аберрации (отклонению от нормы), при которой ребенок, по сути, демонстрирует свое превосходство, используя уязвимость других. Это и есть суть определения «булли» – использовать слабость и уязвимость других.

И это феномен аберрантной привязанности. Он очень ясно говорит нам о том, что буллинг – если сказать простыми словами – есть, по сути, нарушение привязанности. И если мы будем работать непосредственно с этим, будем заново помещать булли в условия правильной иерархии, и программы, которые лучше всего справляются с этой задачей – это те, в которых привлекаются взрослые, взаимодействуют разные поколения. Последняя – замечательная программа, которая впервые стартовала в Торонто. Еще одна программа связана с участием младенцев.

Суть этих программ – это помещение булли в условия естественной иерархии заботливых отношений. И это именно то, что им нужно. Помимо этого, когда они сильно привязываются к заботливым взрослым, их сердца смягчаются. А булли не бывают с мягкими сердцами. И если к ним возвращаются их чувства, то возвращается и забота. И это в корне меняет всю ситуацию. В случае с булли главное – это правильные отношения и мягкое сердце.

Проблема заключается в том, что мы совершенно неправильно с ними работаем – мы работаем с поведением, с симптомами, а не с корнем проблемы.

 

Можно ли исправить булли?

Конечно! Да, конечно! Когда вы понимаете суть булли – что это искаженные альфа-инстинкты… Альфа-инстинкты предназначены для того, чтобы заботиться, защищать. Это замечательные инстинкты. Но когда ребенок становится защищенным от своих чувств, эти инстинкты искажаются, и тогда такие дети атакуют уязвимых, используют слабых.

Когда сердце смягчается, даже чуть-чуть, инстинкты возвращаются на свое законное место. Булли начинают с большим удовольствием покровительствовать тем, к кому привязаны, изо всех сил защищать тех, к кому привязаны. И это именно та роль, которую и должны выполнять альфа-инстинкты.

Но остается еще одна проблема – альфа-ребенок, даже с мягким сердцем, все еще не чувствует, что о нем заботятся, и нам нужно продолжать работать и помещать его в правильные отношения заботливой привязанности. Будем надеяться, что в его жизни будет кто-то, кто будет мягко и одновременно уверенно и заботливо доминировать в их отношениях.

 

Всегда ли родители знают, что их ребенок булли?

Чаще всего не знают. Чаще всего нет. Часто мы чего-то не замечаем именно у самых близких людей. Булли-инстинкты могут проявляться, когда ребенок находится вдали от родителей. В других отношениях, не с родителями.

Основное, на что нужно обратить внимание, – это две вещи. Является ли ваш ребенок альфой, которому всегда нужно быть первым, иметь решающее слово, все контролировать? И есть ли признаки побега от уязвимости: «Мне все равно», «Неважно», «Ну и что». Такие дети подвержены скуке, не говорят о том, что их беспокоит. Они перестали говорить о том, что им грустно, что они встревожены, никогда не говорят: «Я переживаю», «Мне страшно».

Вот если есть эта комбинация – альфа-ребенок с онемевшими чувствами – можете быть уверены, что такой ребенок воспользуется слабостью своего младшего брата или сестры, будет использовать слабых и уязвимых. Это практически гарантировано. И работать нужно будет именно с первопричиной такого поведения.

 

Как школы должны решать проблемы с буллингом? 

Самое главное – здесь речь не о том, чтобы научить детей общаться, быть милыми друг с другом, не задевать уязвимые чувства. Нам не искоренить низкие проявления человеческой природы. Они присущи всем млекопитающим. Но они проявляются только под действием определенных обстоятельств. А именно: когда дети чувствуют, что зависеть от ответственных за них взрослых небезопасно, когда теряют свои чувства, уходя в защиты. Примеры этого мы видим даже у мышей. Есть множество свидетельств проявления булли. Я говорю об этом в своей книге в главе о булли.

Что нам действительно нужно делать – так это сфокусироваться на том, чтобы дети вновь начали вращаться вокруг заботящихся о них взрослых. Когда ученики в классе вращаются вокруг учителя, когда рядом с учителем они чувствуют себя в безопасности, тогда и их отношения между собой начинают выстраиваться более правильным образом. И они с намного меньшей вероятностью будут создавать неестественную иерархию друг с другом.

Это как, скажем, когда два однояйцевых близнеца вращаются вокруг мамы и папы (при условии, что мама и папа занимают ведущую позицию в отношениях), они не будут вращаться друг вокруг друга, они находятся в правильных отношениях. Если же эти два однояйцевых близнеца начинают вращаться друг вокруг друга, один перейдет в альфа-позицию, другой в позицию зависимого. И вы получите неестественную иерархию. При том, что это одояйцевые близнецы. Вот в чем проблема.

Мы очень сильно фокусируемся на общении детей со сверстниками, общении с равными себе, детьми одного возраста. Но нет абсолютно никаких доказательств тому, что это научно обосновано. Всё говорит о том, что дети должны находиться в иерархических отношениях с теми, кто заботится о них, и с теми, кто зависит от них. Когда это соблюдается, они начинают проявлять заботу, их сердца смягчаются. Вот как это должно быть.

Поэтому здесь вопрос не во взаимодействии детей со сверстниками, а в том, как восстановить контекст связи, привязанность детей к ответственным за них взрослым: учителям, помощникам учителей. А также как наладить связь с детьми из младших классов, за которых они смогут нести ответственность. Создание естественных иерархий является самым простым и легким решением данной проблемы. Здесь не потребуется даже никаких материальных затрат. Это будет самым простым решением, которое принесет наибольшую пользу.

 

Перевод Юлии Твердохлебовой

Источник

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: