Минпросвещения представило рекомендации для школ по организации учебного процесса во время пандемии. Ссылку на документ опубликовал «Мел». В нем подробно рассказывается, как устроить дистанционное обучение, а также предлагается использовать гибридные форматы, при которых учитель или часть учеников находятся вне школы.

1. Сколько будет уроков в день и в неделю

Учитель должен определить, какое количество уроков в неделю будет проводиться в электронном формате асинхронно (без непосредственного взаимодействия учителя с учениками в режиме реального времени), какое — в дистанционном режиме. Оптимальным количеством названы 2–4 урока.

Количество удаленных уроков для учеников 1 классов не должно превышать четырех в день, для 2‒4 классов ‒ пяти, для 5‒6 классов шести, для 7‒11 классов — семи. Вдобавок к этим занятиям у всех учащихся должен быть урок физкультуры в один из дней недели.

2. Какие предметы преподают онлайн

Проходить в дистанционном формате преимущественно должны уроки по предметам с высоким рангом трудности. Их рекомендуют проводить в виде коротких видеоконференций.

3. Во сколько «звонок» 

При составлении расписания онлайн-уроков учителям советуют учитывать, что в одной семье могут быть дети из разных параллелей, и начинать уроки для разных классов в разное время.

4. Длина урока

Продолжительность урока может составлять 40‒45 минут, но время нахождения учеников перед экраном не должно превышать нормы СанПиН. Для остальной части урока учитель может предложить самостоятельную работу с учебником, выполнение заданий в тетради. Учащиеся 1‒2 классов не должны проводить за компьютером дольше 20 минут, 3‒4 классов —  25 минут, 5‒6 классов — 30 минут, 7‒11 классов — 35 минут. Во время уроков рекомендуют устраивать физкультминутки и гимнастику для глаз. 

5. Перемены

Между уроками предлагается устраивать перемены длительностью не менее 10 минут и одну большую перемену в 20‒30 минут. Вместо нее допускается после второго и третьего уроков устанавливать две перемены по 20 минут.

6. Сколько зададут домашней работы

Объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы его выполнение занимало во 2‒3 классах ‒ не дольше 1,5 часа, в 4‒5 классах — 2 часа, в 6‒8 классах — 2,5 часа, в 9‒11 классах — до 3,5 часа.

7. Чат класса

Классным руководителям советуют создать группу в мессенджере или социальной сети для координации родителей, учеников, а также педагогов, работающих в классе. 

Что делать, если через интернет учиться невозможно

Если у школьников или учителей нет необходимых устройств и/или доступа в интернет, в рекомендациях предлагают использовать учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных или электронных носителях, а также образовательные телеканалы. Инструкции для учеников по выполнению заданий предлагается передавать с помощью электронной почты или мессенджеров родителей, родственников или соседей, а также по почте или в школе в установленные дни.

Учитель — в классе, а ребенок дома. И другие форматы обучения

Школа может принять решение об использовании гибридного обучения в зависимости от технического обеспечения и эпидемиологической обстановки. 

Предлагаются следующие гибридные форматы:

  • учитель в классе, обучающиеся — дома (если на дистанционное обучение переведен только один класс);
  • учитель — дома, обучающиеся — в классе, волонтер — в классе (если, например, учитель в группе риска);
  • учитель — в классе, часть обучающихся — в классе, другая часть — дома (например, соблюдают самоизоляцию после поездки);
  • учитель — дома, часть обучающихся — в классе, часть — дома, волонтер — в классе.

Переход на такие форматы обучения называют целесообразным, в случаях, когда:

  • часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
  • дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
  • обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).

В качестве волонтеров могут привлекаться не задействованные на уроках педагоги, студенты педагогических вузов и колледжей.

Для 1‒4, 9 и 11 классов считается предпочтительным очное синхронное обучение, либо его сочетание с дистанционным. Классы предлагается разделить, чтобы первая половина учеников посещала школу в понедельник и вторник, а вторая — в четверг и пятницу, в остальные дни занимаясь удаленно.

Для 5‒8 и 10 классов предпочтительными указаны гибридные форматы. При этом наполняемость класса должна быть не более 50%, а по письменному заявлению родителя дети могут и вовсе обучаться только в дистанционном формате или с выборочным посещением отдельных предметов.

При поддержке Фонда президентских грантов

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.