Проповедь на Вход Господень в Иерусалим.

Братия, радуйтесь в Господе всегда! и снова скажу: радуйтесь! Пусть все видят вашу кротость! Господь близко!  Ни о чем не заботьтесь. Но при всякой нужде просите Бога, молитесь Ему и, когда просите, благодарите Его. И мир Божий, который превосходит всякий ум человеческий, будет хранить ваши сердца и мысли во Христе Иисусе. И еще, братья: о том, что истинно и возвышенно, справедливо и чисто, достойно любви и уважения, о том, что добродетельно и похвально,— вот об этом размышляйте. И то, чему я вас научил, что вы приняли, услышав от меня или увидев во мне, — вот это делайте,— и Бог мира будет с вами.

Флп. 4, 4-9
Перевод архимандрита Ианнуария

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/04/passion-week13.jpg

Символизм апостольского чтения в день Входа Господня в Иерусалим очевиден. Апостол Павел взывает к филиппийцам «Пусть все видят вашу кротость! Господь близко! <…> и Бог мира будет с вами!». Эти слова соотносятся с тем, что мы читаем в Евангелиях: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий <…> Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Мф. 21, 5; Лк. 19, 38).

Царь кроткий, Царь мира, Царь славы, Бог мира… Его пришествия ожидал ветхозаветный Израиль, Его пришествия ожидают христиане. В евангельские времена Он пришел на Сион, чтобы быть распятым на кресте и в третий день воскреснуть из мертвых. В ожидании Его Нового пришествия и всеобщего воскресения жили первые христиане. В уповании на Второе Христово пришествие живем и мы. Во всяком случае, предполагается, что мы действительно на это уповаем. Ну а в нашей церковной жизни после праздника Входа Господня нам предстоят воспоминания Страстной седмицы и радость пришедшего к нам Господа в день Светлого Христова Воскресения.

Но одно дело — особый ритм литургической жизни и наши переживания евангельских событий в храмовых богослужениях, и другое дело — наша жизнь за стенами храма. Как правило, нет в ней ни высокой трагичности Страстной пятницы, ни ликования Пасхального воскресенья. Чем должен христианин заполнить свою внутреннюю жизнь, чтобы не отдать ее во власть суетных мирских страстей и забот? Чтобы она отвечала тем высоким надмирным целям, к которым нас призывает Христово Евангелие? — На этот вопрос и отвечает апостольское чтение.

«Радуйтесь!» — призывает апостол. Удивительно: о радости пишет тот, кто находится в тюрьме за свое христианское свидетельство, тот, кого впереди ожидает возможная смерть. И пишет он тем, кого ожидают мрачные времена гонений. О радости в своем небольшом послании апостол пишет не менее двенадцати раз. К этой радости он призывает и нас: «Радуйтесь всегда!»

Конечно, мы понимаем, что речь идет не о состоянии удовольствия, смеха и не сходящей с лица улыбке. Это свидетельствовало бы о дурашливости, а в более тяжелом случае — о психическом заболевании. Да, радостные минуты могут выпадать человеку даже в тюрьме и тем более в обычной жизни. Но таковыми бывают лишь мгновения. На остальное время приходится будничный труд, скука, а то и скорбь и боль. Так что радость, к которой призывает апостол, имеет и особенный характер, и особенный источник.

Эта радость не связана ни с чем мирским, потому что ее источником является постоянное присутствие Господа, она — «в Господе». Присутствие Господа в нас и среди нас невидимо земными очами, но именно оно составляет сущность жизни христианина — общение с любящим и утешающим нас Господом. Это общение происходит в Святом Духе, и радость, о которой пишет апостол, не есть земное состояние естественного удовольствия, но благодатный дар Духа, или «плод Духа», как он пишет в другом месте (Гал. 5, 22).

Но тот радостный покой, который испытывает христианин в Господе, не может и не должен замыкаться внутри человека, превращая его в удовлетворенного своим «просветленным» состоянием восточного мудреца, равнодушного к миру с его страстями. Господь пришел на землю не для меня одного, Он вторгся в гущу человеческих страданий не для того, чтобы плодить просветленных мудрецов. Не для этого Он присутствует в нас и среди нас — но для того, чтобы через нас оповещать о Своем спасительном присутствии весь мир, окружающих нас людей. Благая весть о Христе как эхо должна разноситься в мире, и не только словами, и даже не только нашими благими делами во Христе, но свидетельствовать о себе самим нашим присутствием в мире: ведь в нас — Христос. Именно это апостол Павел пытается выразить словами: «пусть все видят вашу кротость».

«Не с тем, чтобы являть ее напоказ,— поясняет святитель Феофан Затворник,— но чтобы все люди испытывали вашу кротость в отношении к себе». Как «кротость» здесь переведено слово, означающее нечто «противоположное раздражительности и гневливости» (свт. Феофан Затворник), доброжелательное великодушие, нечто, стоящее выше естественной законной справедливости. Образец такой кротости явил Господь Иисус Христос, прощая причинившим Ему зло и страдания. И верующий христианин, если в нем говорит Христос, понимает, что есть нечто, стоящее выше закона, выше права: есть любовь — благодатный плод Духа Божия. Вот эта любовь и должна излучаться в мир как Благая весть о присутствии Господа, Который близко.

Того, кто действительно живет в радости общения с Господом, не могут увлечь своим потоком мятежи и страхи этого мира с его заботами. Господь принял на Себя все наши грехи с их последствиями. Присутствуя в нас, Он разделяет с нами и наши повседневные нужды и заботы. Мы с полным доверием можем в молитве приносить их Богу, зная, что на все наши прошения Бог пошлет нам действие Духа, которое даст нам единственно правильный выход из наших затруднений. Не забудем же благодарить Бога. И тогда Он даст мир нашим сердцам и мыслям.

Этот мир — такое сокровище, какое не способен внушить себе человек со всеми своими умственными талантами, со всеми своими научными, техническими и социальными достижениями, ибо это «мир Божий, превосходяй всяк ум» человеческий. Мир в сердце христианина и есть основание радости, о которой пишет апостол.

Обетование мира Божия апостол сопрягает не только с нашим отношением к окружающим людям, которым мы должны являть нашу кроткую доброжелательность, и не только с нашим отношением к Богу, Которому мы должны с полным доверием и благодарностью молиться в наших заботах и нуждах, но и с нашим внимательным отношением к самим себе: к нашим мыслям и действиям.

Языческий мир, в котором жил апостол Павел, в лице своих лучших представителей провозглашал прекрасные нравственные правила, которых, конечно, далеко не всегда придерживался, но которые считались образцами высокой этики. Апостол заимствует их из окружающего мира и рекомендует их как образцы того, о чем должен размышлять христианин: не о пустых или безнравственных предметах, но о самом высоком и ценном, что укрепилось в лучших традициях античной культуры.

Но, разумеется, одними мыслями о высокой нравственности христианин не должен ограничиваться. Апостол Павел призывает воплощать в поступках не только общепринятые нормы мирской этики его времени, но и заповеди, диктуемые Евангелием. И теперь он от светских ценностей переходит к собственно христианской Благой вести, которую он принес филиппийцам, принес «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес. 1, 5). Апостол на деле осуществлял то, что он проповедовал, и потому имел полное право требовать от своих духовных детей своими делами принять то, чему он учил, и подражать тому, что все в нем видели.

Нам дано не меньше, чем древним филиппийцам. Гораздо больше! Двухтысячелетняя история Церкви Христовой дала нам неисчислимые примеры святой и праведной, безукоризненной жизни (1 Фес. 2, 10). Будем следовать им,— и — по обетованию апостола Павла — Бог мира будет с нами.

Материал журнала «Вода живая».

Читайте также:

Вход Господень во Иерусалим: Грустный праздник

Как жить, чтобы не стать предателями Господа?

«Грядый Господь на вольную страсть…»

 

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.