Священник Феодор Людоговский о соцсетях “под контролем”

Стоит ли проводить время в социальных сетях? Какие проблемы возникают у их юзеров? Своим опытом интернет-жизни делится священник Феодор Людоговский, клирик Московской Духовной академии и семинарии, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Священник Феодор Людоговский

Священник Феодор Людоговский

— В каких социальных сетях вы зарегистрированы? Какими сетями пользуетесь наиболее активно?

— Довольно долго (с 2005 года) я писал в Живом журнале, но потом ЖЖ, как мне показалось, почти умер, и где-то год назад я переместился в Фейсбук. Теперь, наверное, буду и ЖЖ реанимировать. У меня есть аккаунты и Вконтакте, и в Одноклассниках, и в Твиттере, и в других сетях — но там я появляюсь лишь эпизодически.

— Можно ли использовать Фейсбук для проповеди?

— Если говорить о проповеди в широком смысле — как о свидетельстве об истине, — то такая проповедь возможна где угодно, в том числе и в Фейсбуке. Но свои проповеди в узком смысле слова (если иметь в виду жанр) я публикую преимущественно на «Правмире».

— Если я обидел человека в интернете — это грех? И если да, то надо ли в этом исповедоваться?

— Общение в интернете виртуальное, но обидеть там человека можно вполне реально, при этом практически безнаказанно. Но от этого оскорбление не перестает быть грехом, который, как и любой грех, является предметом исповеди.

— А можно ли банить людей?

— Здесь не всё так однозначно. Я сам на днях забанил в Фейсбуке человека (кажется, впервые), который даже не был у меня в друзьях. Он написал к моему сообщению коммент, который я расценил как хамство (не в мой адрес, впрочем, — иначе можно было бы и потерпеть). На мое замечание он ответил в насмешливо-издевательском тоне. Многолетние бои в ЖЖ наделили меня ценным опытом: я не стал вступать в словопрения, а просто лишил нахала возможности видеть и комментировать мои посты. Думаю, так будет спокойнее нам обоим.

Но, согласитесь, совсем другое дело, когда у людей есть опыт общения друг с другом, какие-то отношения, пусть даже только виртуальные. Тогда эти отношения, мне кажется, правильнее выяснять, а не обрывать нажатием кнопки.

— Много ли времени отнимает у вас общение в Фейсбуке?

— Да, довольно много. Конечно, я стараюсь писать там и читать между делом или в качестве отдыха от более серьёзных занятий. Например, иду куда-нибудь, а по дороге смотрю в телефоне Фейсбук — всё равно ничего другого в это время делать не будешь. (Впрочем, можно было бы и помолиться.) И тем не менее, времени уходит слишком много.

Что с этим делать? Один из возможных выходов (что касается конкретно Фейсбука) — той части френдов, о которых я ничего не знаю и с которыми я не знаком (ни в реале, ни виртуально), предложить оформить подписку на мои сообщения, если они им действительно интересны. Иначе в скором времени я всё равно не смогу просматривать все появляющиеся в моей ленте посты.

— Некоторые священники в последнее время удаляют свои аккаунты в социальных сетях. Вы не планируете поступить так же?

— Нет, совсем уйти из социальных сетей я пока не готов. Все-таки это очень удобное средство общения.

— В чём вам видится главная проблема интернета?

— Вероятно, имеется в виду не проблема самого интернета, а его пользователей? Думаю, это бесцельное хождение по страницам, нелимитированное и неструктурированное поглощение той информации, которая еще пять минут назад нам вовсе не была нужна. Масштаб этой проблемы уже сравним с наркоманией и алкоголизмом — хотя большинству людей, страдающим интернет-зависимостью, кажется, что это «так, ничего особенного». Точно так же алкоголик уверен, что у него всё под контролем.

Читайте также:

Православный в соцсетях. Опыт епископа Ионы

Православный в Интернете. Священник Сергий Круглов об Интернет-грехах

Православный в соцсетях. Опыт священника Святослава Шевченко

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Снос старинных домов приостановлен – как выживает деревянная провинция
В Приморье семья вырастила 15 детей – почему приходится переезжать во Владимир
Я не могу оградить моего ребенка от жестокости в мире – но как рассказать об этом

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: