Тарифы
Повышение коммунальных тарифов в российских регионах с 2016 года превышает рост доходов населения. В некоторых городах оплата ЖКУ переступила критическую отметку в 15% и съедает более шестой части бюджета семей. Об этом говорится в экспертном мнении Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) «Рост тарифов на ЖКУ в 2018 году».

Согласно официальным данным правительства, Росстата и Минэкономразвития, которые приведены в докладе ИПЕМ, индексация коммунальных тарифов в 2017 году превысила рост доходов населения в 1,8 раза. Индекс платы за коммунальные услуги поднялся на 4,4%, цены выросли на 2,5%, а население стало богаче на 2,4%. В 2016 году этот разрыв был еще сильнее: при подорожании ЖКУ на 4,7% и повышении цен на 5,3% доходы выросли менее чем на 1%.

В  исследовании  рассмотрены 15 «городов-миллионников», включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Красноярск, Волгоград. Медленнее всего тарифы в 2018 году растут в Новосибирске (3,0 %), Нижнем Новгороде (2,9 %) и Казани (3,1 %). Максимальные значения прироста платы специалисты зафиксировали в Уфе (6,9 %) и Екатеринбурге (5,9 %).

Авторы исследования подсчитали, сколько на услуги ЖКХ тратят жители крупнейших российских городов. Результаты расчётов показывают, что минимальная нагрузка на бюджеты домохозяйств (отношение составляет 7—10 %) характерна для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и Казани за счет высоких доходов населения.

Максимальна эта нагрузка (более 13 %) в южных городах, где уровень доходов не так высок, а газ, напротив, сравнительно дорогой (из-за высокой удалённости от газодобывающих регионов). Также существенный уровень нагрузки (13,6 %) характерен для Челябинска, где высок норматив потребления тепла, а доходы населения — низки. В Волгограде услуги ЖКХ обходятся россиянам дороже всего – на них уходит 15,9% семейного бюджета.

Эксперты Центра по эффективному использованию энергии, на которых ссылается ИПЕМ, рассчитали критический порог доли услуг ЖКХ в семейной бюджете — 15%. После пересечения этого показателя платежная дисциплина снижается. «Таким образом, Волгоград находится на грани, за которой резко возрастает риск массовых неплатежей», — резюмируют авторы доклада.

Рост тарифов регулируется правительством, которое ежегодно утверждает предельные индексы платы за коммунальные услуги. Ориентируясь на этот показатель, региональные правительства принимают решения о повышении тарифов в субъектах РФ.

При его расчете учитывается индекс потребительских цен, изменение стоимости энергоресурсов и другие факторы, но во внимание не принимается благосостояние населения. «Среди этих предпосылок нет уровня доходов населения, что объясняет крайне низкую корреляцию между индексами платы и показателями доходов населения», — говорится в исследовании.

Но даже и эти предельные индексы, являясь ориентирами для региональных правительств, «не являются незыблемыми», т.е. могут не соблюдаться в отдельных городах. По данным ИПЕМ, в 2018 году они были фактически превышены в 7 из 15 городов — Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Самаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске и Перми.  

«В половине городов-миллионеров  наблюдается превышение фактического  прироста платы за коммунальные ресурсы  над региональными индексами, которое, вероятно, обеспечивается соответствующим занижением прироста платы за ресурсы в других муниципальных образованиях соответствующих регионов», — отмечают авторы доклада.

Прямая ответственность за превышения предельных индексов отсутствует, однако  утверждаемые на федеральном уровне индексы платы не являются бесполезными, говорится в докладе. «Они представляют собой чёткий ориентир, нарушение которого неизбежно учитывается при оценке работы региональных органов власти со стороны федерального центра», — подчеркивают эксперты.

В РФ действуют меры социальной поддержки граждан, которые отдают за ЖКХ более 20% доходов семьи, и обсуждаются новые, сообщила «Правмиру» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

«Тарифы у нас индексируются каждый год, я напомню, что последние годы по поручению президента рост тарифов не превышает уровень инфляции, то есть каждый год тарифы повышаются не более чем на 4 процента по всей стране. Но в законодательстве не прописана индексация зарплат вместе с инфляцией. При этом предусмотрена субсидия. В большинстве регионов она выплачивается, если плата за ЖКХ превышает 22 процента», — отметила Разворотнева.

Показатели могут отличаться в разных регионах, в Москве он составляет 10% доходов. По словам представителя НП «ЖКХ Контроль», субсидию получает порядка 7% населения страны.

В апреле 2018 года в Госдуму внесен законопроект, предлагающий законодательно установить предельно допустимую долю расходов граждан на услуги ЖКХ в размере 15 % от совокупного дохода семьи. Сейчас документ находится на этапе предварительного рассмотрения.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.