Главная Новости Аналитика и комментарии

Теракт в Париже: страх или трезвение и молитвенность? – протоиерей Андрей Лоргус

Никому не должно быть позволено издеваться над другими нациями и верованиями. Где это происходит, там будет возникать напряженность, переходящая в насилие
Почему после того, как где-либо происходят трагедии, в социальных сетях (и не только) появляются разговоры, что пострадавшие сами виноваты, потому что не выполняли того-то и того-то. Такая реакция появилась и после недавнего теракта в Париже. О причинах этой реакции, а также в целом о произошедшем размышляет протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии.

Реакцию в социальных сетях на трагедию в Париже можно было встретить разной, сочувственной, злорадной, жестокой. Просто грубость, жестокость и агрессивность всегда более заметна. Я видел много сочувствующих текстов и высказываний в поддержку французов.

Понятно, почему возникает и другая – жесткая, морализаторская реакция. В её основе – испуг, что это может произойти с ними, с их близкими. Страх толкает людей защищаться нормами, правилами и наказаниями.

Многим людям легче осознавать, что если они придерживаются определённых религиозных правил, то – застрахованы от насилия, зла, от трагедий. Но это не так: от зла и насилия в этом мире нас ничто не защищает. Мы все живём в общем мире, в общем пространстве, где в принципе нет гарантий от насилия.

Именно поэтому мы все молимся «о благоденствии и мирном житии», то есть о том, чтобы беда миновала нас, нашу семью, наш город, нашу страну.

Существуют ли религиозные представления о том, что если соблюдаются некие общие принципы нравственности и морали, то мы избавлены от насилия? Нет, не существуют. Даже во времена Ветхого Завета, строгого исполнения  Закона времён царств Давида и Соломона, зла и насилия было чрезвычайно много.

Важно понимать, что трагедия, которая произошла в Париже, во-первых, не первая такого рода, а во-вторых, журналисты были предупреждены, им угрожали, они отдавали себе отчёт, что играют с огнём и продолжали делать это. Тем не менее, преступление и трагедия, горе и гнев, объединили французов.

Здесь уместно вспомнить российский опыт, например, Поволжья, где мусульманские народы живут рядом с православными, бок о бок, на протяжении сотен лет, где подобная игра с огнём, то есть с межрелигиозным, межнациональным разжиганием ненависти, глумление, издевательство пресекаются.

Привожу в пример слова митрополита Ионы Астраханского и Камызякского, который лично мне говорил, что здесь, на астраханской земле, нужно всем быть очень осторожными. Все жители, и православные, и мусульмане, и русские, и татары, и чеченцы, и азербайджанцы понимают: здесь нельзя глумливо шутить на национальные и религиозные темы, потому, что это может оскорбить кого-то и вызвать агрессию. Все это понимают и все придерживаются самоцензуры. Поэтому все живут здесь достаточно спокойно и мирно, уважая друг друга.

Я эти слова часто вспоминаю и благодарен владыке, что он это сформулировал. Если бы все народы придерживались таких этических норм, то подобных трагедий можно было бы избежать.

Но преступление – есть преступление и здесь очень важно, чтобы оно всегда было названо преступлением и наказано. Убийцы совершили преступление – это несомненно. Но надо понять, было ли преступлением то, что было допущено оскорбление. Причём одно преступление не может оправдать другого.

Как христиане мы должны молиться и скорбеть о погибших. Но так же мы можем дать оценку и трагедии, и предшествующим ей событиям. Сострадание и молитва не отменяют трезвения и ответственности.

Никому не должно быть позволено издеваться над другими нациями и верованиями, не уважая друг друга. Где это происходит, там будет возникать напряженность, переходящая в насилие.

Хорошо, что в нашей стране предпринимаются попытки урегулировать межконфессиональные, межрелигиозные, межэтнические проблемы с помощью законодательства.

Как пастырь я всегда настаиваю на том, чтобы  те, кто слушает меня – это и студенты в институте, и прихожане, и те, кто приходит на мои выступления в других епархиях,  — в первую очередь подумали об уважении к чужим обычаям, к чужим верованиям и святыням.

В конце концов, какими бы ни были проблемы, разногласия, всё равно нам придётся договариваться, вырабатывать способы взаимного мирного сосуществования. И этому нужно учиться, учиться договариваться. В этом наша задача (пастырская, психологическая, духовная).

На земле всегда будут различные верования, народы и народности, сохраняющие свою индивидуальность, которая сохранится, несмотря на глобализацию мира.

В Москве с каждым годом количество мусульман возрастает, и я хочу сказать своим собратьям священникам: поосторожнее с антиисламской проповедью. Некоторые священники допускали  весьма резкие высказывания в адрес мусульман. Подумали ли они о последствиях?

Читайте также: 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.