14 апреля в 21:50 на канале «Россия 1» состоится телепремьера фильма Павла Лунгина «Дирижёр».

О том, почему стоит посмотреть этот фильм и как музыка из оратории «Страсти по Матфею» стала одним из персонажей картины, рассказывает автор оратории митрополит Иларион (Алфеев).

— Почему вы согласились отдать свою музыку в фильм Павла Лунгина?

— Мы встретились с Лунгиным вскоре после того, как он создал свой фильм «Остров», который мне очень понравился, и вскоре после того, как состоялась премьера моей оратории «Страсти по Матфею», которая понравилась Павлу Семёновичу. У нас возникла идея совместить наши силы и сделать что-то вместе.

Причём я первоначально предполагал, что самым правильным решением будет просто наложить видеоряд, который включает изображение событий из истории Страстей Христовых, на музыку оратории «Страсти по Матфею».

Но Павел Семёнович сказал, что он не занимается документалистикой, а занимается игровым кино, и что ему было бы интересно вписать эту ораторию в сюжет, в котором участвуют наши современники, обычные люди, музыканты оркестра, певцы хора. Дальше уже была работа над сценарием. И в итоге получился этот фильм.

— Целое музыкальное произведение не уместится в формат фильма, даже если оно – одно из действующих лиц. Всё равно приходится чем-то жертвовать, что-то упрощать. Как вы отнеслись к этому?

— Конечно, в фильме звучат только фрагменты оратории. Но с другой стороны, развитие сюжета построено таким образом, что, по крайней мере, несколько номеров из оратории вошли в фильм полностью. Причём сюжетные линии как раз целиком вписаны в тот хронометраж, который необходим для того, чтобы прозвучал данный музыкальный номер. И в этом есть какая-то своя драматургия, отличающая этот фильм от обычных художественных кинолент, под которые пишется музыка. Здесь очевидно, что не музыка писалась под фильм, а сюжет сочинялся под определённую музыку, под определённое настроение.

Мне кажется, то, что в фильме удалось – это связать музыку и религию с повседневной жизнью человека. И показать, что в жизни человека, в переплетениях и хитросплетениях человеческих судеб, вновь и вновь возникают те вечные вопросы, на которые отвечает только религия.

В строгом смысле слова это фильм не вполне религиозный. Там нет какого-то чёткого или ярко выраженного призыва, допустим, идти в церковь или идти на исповедь. И то покаяние, которое происходит у героя, не имеет ярко выраженного церковного характера. Но ведь не случайно это покаяние завершается в Храме Гроба Господня.

В ходе работы над фильмом мы разговаривали с Лунгиным, и он сказал мне, что любит работать на полутонах, не любит доводить сюжетные линии до их логического завершения, но хочет, чтобы зритель сам задумался о тех вопросах, которые поднимаются в фильме и находил бы на них ответы.

— В каких именно моментах картины вам кажется, что наиболее точно состыковались сюжетная линия и музыкальный отрывок?

— Во-первых, самое начало фильма, где звучат Евангельские блаженства и на этом фоне происходит завязка сюжета. Дирижёр просыпается, получает факс. И по его лицу мы видим, что он потрясён каким-то известием, но мы ещё не знаем, что это за известие.

«Мой герой – это человек, который меняет что-то в этой жизни, который грешит и может покаяться, переломить себя и стать иным», — ответил Павел Лунгин на вопрос, каким ему видится «герой нашего времени».

Кульминацией фильма является тот момент, когда оркестр и хор начинают на концерте играть ораторию (первый номер оратории, который звучит целиком), а параллельно происходит развитие истории с террористом. Он появляется в фильме неожиданно, на полпути к финишу, но потом совершает свой террористический акт, лишающий жизни одну из героинь фильма и навсегда меняющий жизнь других героев.

В плане увязки музыки и сюжета есть ещё целый ряд других моментов. Например, когда дирижёр приходит в квартиру, где живут молодые люди, сообщившие ему трагическую весть. И там звучит музыка арии, посвящённой теме отречения Петра.

В общем, я думаю, для тех людей, которые знают эту музыку саму по себе, знают те сюжетные линии, которые она иллюстрирует в оратории «Страсти по Матфею», для них будут возникать при просмотре этого фильма множество параллелей, в том числе и с Евангельским сюжетом. Хотя сам этот сюжет представлен в фильме обрывочно.

— Музыка создаёт атмосферу фильма. Каково, на ваш взгляд, это настроение?

— Я думаю, что общее настроение фильма – это тревога. Тревожное ожидание. С самого начала, когда мы видим, что дирижёр получает факс, мы начинаем ожидать какого-то развития событий.

И дальше внимание зрителя не ослабевает. Он всё время переключается с сюжета на музыку, с музыки на показ лиц, с показа лиц на показ города. Вот эти несколько элементов, всё время чередуясь, приковывают внимание зрителя.

Я думаю, что в фильме большинство актёров очень хорошо играют. Они играют не просто роли, они играют самих себя. И ты забываешь, что перед тобой – актёры.

— Какой главный смысл музыкальная тема придаёт фильму?

— Я думаю, что тема фильма – это покаяние. Напоминание о том, что некоторые поступки человека могут иметь необратимые последствия, напоминание о хрупкости человеческих отношений и об ответственности человека перед своими ближними.

— Насколько тема покаяния в фильме и в музыке соотносятся?

— Музыка сочинена на конкретный сюжет. Этот сюжет – история Страстей Христовых. И первоначально, когда мы обсуждали сценарий фильма (он ещё не был написан), идея заключалась в том, чтобы каким-то образом история Страстей Христовых была представлена в картине. И на эту историю чтобы уже нанизывалась современная история современных людей.

В итоге от самой истории Страстей Христовых осталось довольно мало, только два Евангельских отрывка, которые читаются в картине. Но общая атмосфера фильма, то, что действие происходит в Иерусалиме, то, что, в конце концов, главный герой приходит ни куда-нибудь, а в храм Гроба Господня, — это всё говорит о религиозной перспективе, которая ненавязчиво представляется зрителю в этом фильме.

— Герои фильма – жесткий дирижёр; певец, который не понимает, о чём он поет, даже на уровне содержания; его жена, которая позиционирует себя верующей, но в тот момент, когда она вдохновенно поёт, по её косвенной вине гибнет человек. Каково вам было отдавать свою музыку под этих героев?

— Во-первых, когда я отдавал музыку, я ещё не знал, какие будут герои. Во-вторых, я думаю, что этот фильм отражает реальность жизни. Я думаю, что те люди, которые приходят, например, на концерты моей музыки, — они так же, как и герои картины, живут в таких же обстоятельствах, может быть, совершают те же самые грехи, встречаются с теми же самыми проблемами.

Сила этого фильма заключается в том, что очень многие люди, так или иначе, узнают в этих героях самих себя и свои жизненные ситуации.

Хотел бы отметить, что это фильм не для молодёжной аудитории. На него откликаются люди среднего возраста. Именно потому, что в картине в основном затрагивается их проблематика.

— Кто из героев вам наиболее интересен, вызывает сочувствие?

— Наверное, всё-таки дирижёр. Потому что он очень хорошо показан, хорошо слеплен. Это, наверное, единственный образ, который тщательно прописан в фильме. И, конечно, мы видим его жёсткость, даже жестокость по отношению к своему сыну – то, что приводит к трагедии. Но всё-таки мы проникаемся к нему сочувствием, когда наблюдаем ту перемену, которая в нём происходит, и то покаяние, которое разворачивается на наших глазах.

— Почему, на ваш взгляд, зрителю стоит посмотреть этот фильм? Что он там может найти, открыть для себя?

— Я думаю, фильм стоит посмотреть, во-первых, потому, что это – серьёзное кино. Сейчас очень мало фильмов, заставляющих человека о чём-то задуматься – гораздо больше кинокартин, которые просто либо развлекают людей, либо пропагандируют низменные страсти, человеческие инстинкты. В таких фильмах много крови, много насилия. На этом фоне «Дирижёр» Лунгина, как и его другие работы, выделяется своим вдумчивым отношением к человеческой жизни, к её проблематике.

Во-вторых, в этом фильме есть и та религиозная перспектива, о которой я говорил и которая для меня имеет наибольшую ценность.

Мне кажется, многие из тех, кто посмотрят этот фильм – и в кинотеатрах, и на Пасху по телевидению, – задумаются об очень серьёзных вопросах. Кто-то, наверное, задумается о смысле жизни. Может быть, кого-то этот фильм приведёт в храм, как, в конце концов, это произошло с главным героем. Для меня это было бы самым лучшим результатом от просмотра фильма.

Читайте также:

«Дирижер» Павла Лунгина: Увидеть смерть и проснуться

Дирижер: беседа митрополита Илариона и Павла Лунгина

Павел Лунгин: «Я верю в тех людей, которым некомфортно»

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона — в лучших традициях и доступно

Страсти по Матфею (Видео)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.