Церковь зовет пробудиться и возродиться. А совесть – наш будильник

«Христос понес крест и был на кресте распят. Нести крест на плечах – внешняя сторона подвига. Это воздержание в пище, бдения и коленопреклонения. Нелегко нести крест. Но еще тяжелее быть на кресте распятым. Внутреннее воздержание подобно распятию на кресте». Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в среду 1-й седмицы Великого поста.

Среда 1-й седмицы

Подвиг внешний и внутренний

В наступившие дни Великого поста Церковь зовет пробудиться и возродиться. Средством она указывает подвиг воздержания. Подвиг становится соучастием в скорбях Христа Спасителя, смирившего Себя «даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2, 8). Христос понес крест и был на кресте распят. Нести крест на плечах – внешняя сторона подвига. Это воздержание в пище, бдения и коленопреклонения. Нелегко нести крест. Но еще тяжелее быть на кресте распятым. Внутреннее воздержание подобно распятию на кресте. Апостол Павел так и говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24).

Для возрождения необходимо не только внешнее, но внутреннее воздержание. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост воздержанием в пище, бесчестит его. Не одни уста должны поститься. Пусть постится око и слух, и руки, и ноги. Какая польза от поста, если гневом и ненавистью съедаешь душу брата твоего? Какая польза от поста, если очи твои омрачены завистью и жадностью? Какая польза от поста, если язык твой не престает осуждать и злословить? Какая польза от поста, если ум занят греховными помыслами, а в сердце живет нечистота?»

Блаженный Иероним спрашивает: «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти и красными от гнева?»

Святой Василий Великий пишет: «Кто воздерживается от пищи, а ведет себя плохо, тот подобен диаволу, который, хотя и ничего не ест, не перестает грешить».

Из чего же складывается внутренний подвиг воздержания?

Прежде всего необходимо хранение языка. “Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих” (Пс. 140, 3). Язык отверзает дверь в душу. Через нее входят соблазны. Мы привыкли разговаривать с утра до вечера. О нужном, а еще больше о ненужном. Слова опустошают и выстуживают душу. Так открытая труба выстуживает тепло из печи. Сквозь открытую дверь выносят грабители из дома наше имущество, оставляя нас нищими. «Увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену, и славы удалену!» (из Триоди 4, глас 6).

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить свой язык.

Второе условие – хранение ума от житейских мечтаний. Встанет человек на молитву, устами читает слова, а ум блуждает. Кто о мирской славе думает, кто о стяжании. Кто предается гневным мыслям, а кто – сладострастным. Хранить ум – означает отсекать пустые, злые и нечистые помыслы.

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить ум от житейских мечтаний.

Третье условие: хранить сердце от страстей. Глубоко сердце человека. В нем живут разные чувства – и злые, и добрые. Когда приходит в сердце страстное чувство, греховное волнение, его следует отсечь. Если мы начнем услаждаться нечистым чувством, греховная страсть овладеет сердцем и отвратит наше сердце от Бога. “Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень” (Пс. 136, 9). Нечистые мечтания и страстные помыслы зачинают грех. Греховный помысел следует убить, искоренить, как только он рождается в сердце. Потому святые отцы называют помыслы «младенцами», которых необходимо “разбить о камни”, пока грех, завладев сердцем, не привел его в “окамененное нечувствие”.

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить сердце от нечистых мечтаний.

Четвертое условие: хранение совести. Голос совести должен быть звонким. Совесть – наш будильник. Спит человек. Зазвенел будильник. Если человек не встанет сразу, то уснет еще крепче. К голосу совести нужно чутко прислушиваться. Тогда он предостерегает и учит. Нельзя допускать, чтобы совесть уснула.

Кто хочет жить в воздержании, должен хранить свою совесть.

Хранение языка, ума, сердца и совести уподобляется распятию плоти со страстями и похотями. Путь к Царству Божию, путь к вечной жизни и вечной славе лежит через Голгофу, на которую Христос принес Свой крест. Каждый должен понести крест воздержания, чтобы “распять плоть со страстьми и похотьми” (Гал. 5, 24). В этом смысл великопостного подвига.

17 февраля 2010 г.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Поддержи Правмир

Сделай вклад в работу издания

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: