Учился
Уже в 2023 году в шести вузах России начнется реформа образования: бакалавриат и специалитет объединят в один уровень высшего образования, а магистратура станет частью специализированного. Томский государственный университет вошел в пилотный проект. Что изменится для студентов — сначала из Томска, а потом и со всей страны — «Правмиру» рассказал Илья Мясников, декан факультета журналистики и заместитель проректора по образовательной деятельности ТГУ.

Чем базовое высшее отличается от бакалавриата

Илья Мясников. Фото: tv2.today/Sakalov Aleksandr

— О реформе высшего образования сообщили за два месяца до начала приема, теперь вместо бакалавриата и магистратуры в шести вузах на некоторых направлениях будет базовое и специализированное высшее. Что вы говорите своим абитуриентам? 

— Мы набираем студентов на базовую программу, которую очень подробно описываем: показываем, какие есть тематические блоки, как выстроен процесс, какую квалификацию получат выпускники, насколько гибкой может быть траектория.

И мы не почувствовали падения интереса — наоборот, наблюдаем только прилив абитуриентов. Для наших будущих студентов принципиален срок обучения, но в нашем случае он не меняется. Им важно получить качественное образование, диплом нашего университета, а какой будет форма — базовое высшее или бакалавриат, для них пока не так существенно. Можно сказать, что наши абитуриенты включаются в эксперимент достаточно охотно.

— Почему базовое высшее качественнее, чем бакалавриат? Что там будет принципиально нового?

— Мы предлагаем модель профессиональной школы. С этой формой мы экспериментируем уже давно, а теперь эксперименты превращаем в модель, которая будет доступна и другим университетам.

В образовательном процессе будет больше представителей индустрии. Расширится объем и интенсивность практик, индустриальные партнеры будут участвовать в образовании в формате базовых кафедр, цифровых кафедр и так далее. То есть профессиональная школа — это модель, которая строится на прочной связи с работодателем.

Формы могут быть разными: некоторые курсы будут читать представители индустрии, будут работать многочисленные соглашения о практике и совместные форматы образования, например, акселераторы. Концепцию learning by doing (учеба на практике. — Прим. ред.) мы собираемся значительно усилить.

— Но ведь это делали и в бакалавриате. Когда я училась, к нам тоже постоянно кого-то из индустрии приглашали, были разные мастерские, практики тоже.

— Сильные решения были и в рамках специалитета, а потом бакалавриата.

Образовательный стандарт и сегодня дает достаточно широкий выбор в том, насколько интенсивно можно сотрудничать с практиками. Это возможно и даже рекомендовано. В новой модели профессиональной школы это станет не просто опцией, а условием качества.

Что будет с магистратурой

— Магистратура теперь будет специализированным высшим, что это изменит, кроме того, что она не будет считаться продолжением бакалавриата? 

— Магистерские программы в большинстве своем и так никогда не позиционировались как его продолжение. Другое дело, что у любой программы есть свои входные требования, и часто по ним конкретная магистратура подходила выпускникам бакалавриата того же самого вуза.

Специализированное высшее — по крайней мере, в сегодняшних обсуждениях, — по-прежнему называется магистратурой. Но появятся разные модели. Например, для ускоренного выхода специалистов на рынок нужны короткие, годовые программы, и эту модель мы отрабатываем в этом году.

Например, у нас магистратура, связанная с журналистикой, занимала два года, и это слишком долго. Потому что чаще всего к нам приходят люди, которым нужен быстрый апгрейд профессиональных навыков. Им недостаточно курсов и узких программ дополнительного профобразования, им нужно высшее образование — но за счет того, что у них есть предшествующий опыт, хорошие профессиональные достижения, им не требуется два года.

Для тех специальностей, где выпускники работают со сложными объектами, там, где требуется наукоемкая, междисциплинарная деятельность в высокотехнологичных отраслях, магистратура будет более гибкой, иногда более длительной, до трех лет, со стажировками на базе компаний.

В новой системе, если выпускник получит гуманитарное образование, сможет ли он пойти в магистратуру на другие направления? Например, был филологом, захотел выучиться на экономиста? На ваш взгляд, должна быть связь между базовым высшим и специализированным? 

— В сложных специальностях, особенно наукоемких, действительно, связь между этапами обучения довольно жесткая. Она не обязательно должна быть такой непосредственной: учился на филолога, пошел в магистратуру на филолога.

Напротив, сейчас очень большой запрос на междисциплинарность, синтез подходов. Поэтому будет и много магистратур, которые нацелены на выпускников самых разных факультетов. И в этом плане журналисты или филологи, которые получают образование в сфере экономики или IT, будут еще более востребованы на рынке.

Какие проблемы нужно решить вузам

— Вы сказали, что ваши абитуриенты охотно идут на эксперимент. Но все равно у многих поступающих в этом году есть опасения: программы новые, дипломы нового образца — и непонятно, будут ли они потом котироваться за рубежом.

— Для профессиональной школы эти опасения не характерны, поскольку к нам студенты приходят в первую очередь за компетенциями, за профессиональной репутацией, а она не сильно зависит от того, какая формулировка стоит в дипломах. По нашему опыту, в основном работодатели смотрят, какие были дисциплины и оценки, смотрят на портфолио выпускника, но мало обращают внимание на формулировку квалификации.

В целом новые модели образования, хотя и не относятся к Болонской системе, «стыкуются» с образованием других стран (такая практика существует, например, в Китае), и студенты вполне смогут продолжить образование за рубежом.

— С какими проблемами вы уже столкнулись, создавая новую систему? 

— Всерьез мы с проблемами столкнуться не успели, но их будет, по всей видимости, несколько.

Первая — насколько работодатели готовы четко формулировать свои запросы и включаться в образовательный процесс. Да, у них действительно есть запрос на кадры. Но разные компании очень по-разному относятся к своему участию в образовании, и от них многое потребуется. В первую очередь, ясность собственных стратегий. Им нужно будет сказать, какие сотрудники им будут нужны через несколько лет. И это может сделать далеко не каждая компания, такая задача вряд ли под силу рядовой HR-службе. Здесь должно быть стратегическое видение, и совместно выстроить работу по его настройке непросто.

Вторая проблема — как быстро составить нормативную базу? Нужна огромная работа, чтобы сформировать новые стандарты и требования к образованию. И правильно, что здесь выделяется зона эксперимента. Если бы пришлось сразу во всех вузах страны готовить пакеты документов, эта работа была бы просто невозможной.

— Насколько реально за оставшееся до поступления время написать программы, подготовить стандарты?

— Многое будет совершенствоваться в процессе, но в общем и целом работа началась, она очень интенсивная и достаточно скоординированная. В эксперименте участвуют несколько вузов, и они уже многие вещи заранее проговорили.

Например, уже больше года существует «Университетская национальная инициатива качества образования» (УНИКО), где передовые вузы обсуждают качество и возможные перестройки образовательных программ, проводят эксперименты у себя внутри, ищут новые формы, накоплена большая аналитическая база. Этим университетам проще скоординироваться, чем всей стране целиком. Поэтому — да, реально.

Если говорить про другие проблемы, то нужна быстрая переподготовка преподавателей. И это, конечно, вызов. Поэтому, скорее всего, придется создавать мощные внутривузовские команды, которые будут, с одной стороны, совершенствовать образовательные модели, с другой — подтягивать людей, которые работают в университетах, в той части, где им не хватает компетенций.

Серьезное взаимодействие с рынками по поводу новых компетенций — вот что нас ждет. Университеты есть разные. Для некоторых это вопрос текущей стратегии. Некоторым будет сложно доучивать преподавателей и находить преподавателей новой формации. Нам во многом предстоит научиться работать по-новому. Но здесь в помощь разные формы вроде сетевых программ.

— Сетевые — это как?

— Сетевую программу создают несколько вузов. Например, мы понимаем, что у Тюменского университета есть одни компетенции, у Томска — другие, у ВШЭ — третьи, у Пскова — четвертые. И мы вместе собираем программу, которая позволяет ставить студентам необходимые компетенции.

Еще на этой программе может оказаться партнер — например, какая-то компания, у которой тоже есть свои компетенции, новые технологии, материалы… Сетевых программ будет становиться больше. Нам действительно придется поездить по стране, обратить внимание, кто что умеет и у кого что есть в запасе.

— Было ли известно заранее о реформе или указ вышел внезапно?

— Целый ряд университетов к реформе готовился заранее, находясь в постоянной рефлексии о качестве образования (например, это те же университеты УНИКО). Насколько я понимаю логику эксперимента, в него взяли те вузы, которые морально, содержательно, организационно и с точки зрения человеческого потенциала к этому готовы. Поэтому да, реформа — это и неожиданность, и некоторая историческая закономерность.

Фото: freepik.com

«Вместо бакалавриата — базовое высшее». Как изменятся вузы в 2023 году
Подробнее
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.