Приветствую, дорогая Светлана!
Вы задаете те вопросы, на которых никогда не было четких ответов, и, скорее всего, их не будет до самого конца человеческой истории. Почитайте, например, книгу Иова из Библии – там Иов, праведный и верующий, задает похожие вопросы, притом, что его постигли многие бедствия, одни за другими. Там в начале говорится, что сатана просил испытать у Бога: «разве даром богобоязнен Иов?». Или он чтит Бога просто потому, что у него все идет хорошо, а вот прославит ли он Его, если его постигнут несчастья – лишения близких, или жестокая болезнь? И Бог позволяет сатане искушать Иова… В конце концов, после многих вопрошаний, сомнений, граничащих с обвинениями Бога со стороны Иова, Господь Сам является ему. И только после этого все прежние его вопросы снимаются.
Преподобный Антоний Великий, живший уже много позже Иова, задавал похожие вопросы.
«Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою? — Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно» (Отечник, 195).
В общем, внешнее благополучие жизни человека не зависит впрямую от его веры или неверия. Но каждый несет свой собственный крест, поскольку мир наш представляет собой арену борьбы светлых и темных сил, добра и зла. Для того, чтобы восторжествовало добро хотя бы частично, а зло было ограничено в своих проявлениях, некоторым людям приходится так или иначе брать часть зла мира на себя, и это один из основных видов креста, который призывает нести нас Христос. Только одни берут это зло на себя активно, а с другими это случается пассивно, и даже как бы случайно. И тогда земная судьба иных верующих внешне бывает куда более неблагополучной, чем всех остальных.