Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Почему в Слове 4 Иоанн Златоуст пишет, что даже убийство по воле Божией не грех, а человеколюбие против воли Божией, есть грех?

Как объяснить, что в Слове 4 Иоанн Златоуст пишет, что даже убийство по воле Божией не грех, а человеколюбие против воли Божией, есть грех? Как это связать с заповедью о любви к ближнему и о заповеди "не убей"? Алексей.
священник Филипп Парфенов

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Алексей!

Думаю, что не стоит воспринимать эти слова Златоуста всерьез и буквально. Их контекст – антииудейская полемика. По мнению Златоуста, пост иудеев ничего не стоит, поскольку не согласуется с волей Божьей, а потому считается «нечестивым» и «беззаконным». «Не говори мне, что (иудеи) постятся; но докажи то, согласно ли с волею Божиею они это делают; если же нет, то пост их — беззаконнее всякого пьянства». Так это на самом деле или не так? Вопрос отдельный и довольно неоднозначный, здесь его затрагивать не будем. Златоуст был человек своего времени, и не все его рассуждения имеют равную ценность с точки зрения вечности. Если кто-то прославлен в лике святых, это вовсе не значит, что все его суждения от начала и до конца были святы и безупречны и что с ними со всеми нужно непременно соглашаться. Если же отвлечься от данного контекста, то можно сказать, что убийство злодеев иногда может быть меньшим из многих других возможных зол (пример – справедливая оборонительная война), а излишнее человекоугодие, или то самое «человеколюбие против воли Божией» может принести немалый вред как тому самому человеку, так и окружающим его. Кроме того, само понятие «воли Божией» может иметь два разных смысла: воля по благоволению и воля по попущению. К грехам нашим, например, Бог не благоволит, но их попускает. Любое убийство прежде всего попускается.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Учение Церкви