Дорогой Евгений! С прошедшим Вас праздником.
Прежде всего, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Откуда тогда тьма, и в физическом смысле, и в духовном? Не от отсутствия ли света или его умаления? Что вас не удовлетворило в этом доводе? Не понятно… Мы верим также, что «Бог есть любовь», согласно тому же посланию Иоанна Богослова. Настоящая Любовь не навязывает себя саму, но даёт творению возможность самостоятельности. Чтобы разумная тварь как раз осознала, что есть настоящее добро и настоящая любовь. Но узнать это можно, очевидно, в сравнении, иногда и в уклонении от света, добра, любви. Притча о Блудном сыне в евангелии от Луки – хорошая иллюстрация этого. Сын только тогда стал ценить теплоту отцовского дома, когда после долгих странствий, промотав своё состояние, стал испытывать лишения и тогда уже возвратился в отчий дом. Адам – это прототип или даже архетип этого блудного сына. Очевидно, Творец пошёл на риск, когда создавал мир и разумных существ в нём. И Он предвидел возможность отпадения. И попустил его. Но попустил – не значит, что заложил и инициировал!
Кроме того, не очень понятно, что вы имеете в виду, когда пишете: «Очевидно, во-первых, что не создай Бог самого понятия зла и греха — человек не пал бы». Вот это вовсе для меня не очевидно! Скорее наоборот, эти понятия произошли уже из падшего мира, когда реально зло умножилось на Земле и это зло для начала надо было ограничивать хотя бы грубыми внешними мерами. В райском состоянии ничего подобного быть не могло! Бог лишь предупредил, что может стать с первыми людьми, если они преждевременно вкусят с запретного плода древа познания. Но этот образ не стоит понимать буквально – это своего рода «иконописная» деталь, а икона не претендует на реалистическое изображение, у неё символический язык. Древо познания как раз и было своего рода «лабораторией» по испытанию человеческой свободы. Выражение «добро и зло» (на иврите тов-ва-ра) – идиоматическое, оно означает познание всего, что можно, вообще. Люди соблазнились этим познанием, чтобы стать как создавший их Творец, но не путем послушания, доверия Ему и любви, а путем самовольного присвоения плодов познания и стремления таким образом к власти над миром, которую им пообещал змей-искуситель! Вот о чем по сути первые главы библейской книги. Ну а о проблематике свободы советую ознакомиться с трудами замечательного христианского философа Николая Бердяева – он много писал о свободе и посвятил этой теме множество своих трудов. Начните хотя бы с «Философии свободного духа» или с «Экзистенциальной диалектики божественного и человеческого» — в поисковике интернета эти работы легко находятся.