Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

На протяжении веков Православная Церковь в России и ряде других стран владела крепостными и рабами. Как сегодняшняя Церковь относится к этому факту?

На протяжении веков Православная Церковь в России и ряде других стран владела крепостными и рабами. Как сегодняшняя Церковь относится к этому факту? Если пересмотрела, то не подрывает ли это доверия к церковным традициям вообще? Степан.
священник Антоний Скрынников

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Степан!

Церковь относится к этому как к исторической данности и не видит в этом какой-то большой проблемы. Не Церковь устанавливает государственный строй в стране. Что касается владения крепостными, то как показывают исследования, жизнь монастырских крестьян была гораздо лучше, чем жизнь крепостных помещиков. Монастырские женщины не подвергались сексуальному и физическому насилию, семьи не разлучались для насильственной продажи, крепостные наравне с монахи могли свободно посещать монастырские богослужения, беспрепятственно отказываясь от работы в первую и последнюю неделю Великого поста, а также во все церковные праздники.

Вот как описывает эти отношения Николай Лисовой, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук:

«В монастырских вотчинах невозможны были ужасы крепостного права, которые знакомы нам из истории и литературы. Не было извергов вроде Салтычихи, не было помещичьего самоуправства, не было насилия над женщинами, которое процветало в дворянских усадьбах вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, не было «права первой ночи» и помещичьих гаремов. Крестьян не продавали, не проигрывали в карты, не выменивали… Вот для примера. Лермонтов в 1841 году, в одном из последних писем просит бабушку: мне нужно новый мундир справить, ты продай пару-тройку крепостных и пришли денег. В монастыре такого просто не могло быть. Да, крестьяне работали на монастырь, но и монастырь работал — и не на «монаха-экплуататора», будь то настоятель или, тем более, простой инок. Монахи работали тоже — в том числе и на крестьян своей округи».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Вопросы о Церкви, История