Здравствуйте, Ирина!
Никакие «сделки» Церковь не благословляет и благословить, конечно же, не может. Если и бывали какие-то курьёзные случаи при заключении церковных браков, то делались они явно в нарушение церковных канонов, и ответственность за это несут как вступавшие в такие браки, так и допускавшие до них священнослужители. Но тут нужно прояснить вопрос на конкретных примерах, поскольку в общем об этих вещах говорить затруднительно. Что такое, например, «явно неравные браки», только ли дело тут в разнице в возрасте? Если же лукавство проявляли те, кто заключал таковые, скрыв это от священнослужителя, то им и держать ответ перед Богом.
В чинопоследовании таинства Брака звучат два вопроса, как к жениху, так и к невесте:
«Имеешь ли (имярек) произволение благое и непринуждённое и твёрдую мысль взять себе в жену (имярек), которую здесь перед собой видишь?»
Жених отвечает: «Имею, честный отче».
– «Не обещался ли другой невесте?»
— «Не обещался, честный отче».
То же самое священник спрашивает и у невесты: «Имеешь ли…», «Не обещалась ли иному мужу?» — «Не обещалась, честный отче».
Почему не задаются вопросы о любви? Могу лишь предположить, что под любовью можно понимать очень разные вещи, в том числе влюблённость, которая неустойчива и скоротечна бывает. А настоящую любовь в христианском понимании нужно взращивать в себе и стремиться к ней, поскольку она не дана, а задана. «Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне», как написал один поэт.