Выученная
Как победить неуверенность в собственных силах.

Как проявляется выученная беспомощность?

Выученная беспомощность — это психическое состояние, свойственное людям и животным, при котором отсутствует ощущение связи между усилием и результатом.

Долгое время это состояние считали отсутствием мотивации или даже ленью. На самом деле в выученной беспомощности участвуют гораздо более сложные процессы. До 60-х годов прошлого века принято было считать, что мотивация — это сила желания, от которой зависит наше поведение. И, если человек недостаточно старается для достижения результата, то это исключительно его «вина». Однако очень скоро стало понятно, что большую роль играет и возможность достичь желаемого. Мотивация получить хорошую должность у выпускника престижного колледжа будет выше мотивации того, что окончил менее статусное учебное заведение или у того, кому уже не раз отказывали на собеседованиях.

Эксперимент с собаками

Американский психолог Мартин Селигман с группой коллег провел эксперимент с собаками, который сложно представить в современном мире, так как сейчас подобные опыты считают негуманными. Он поместил группу собак в помещение, где животные получали неопасные для здоровья, но болезненные удары током. Если первое время собаки пытались найти укрыться и избежать ударов, то после нескольких неудачных попыток, они просто забивались в угол и подвывали в ожидании очередного неприятного воздействия. После этого ту же группу собак размещали там, где они могли найти укрытие, но несчастные животные уже не предпринимали никаких усилий, чтобы спасти себя, так как были убеждены в грядущем провале. В то же время еще одна группа собак, которая не подвергалась воздействию тока ранее с легкостью вычисляла «безопасные» места и пряталась там.

Этот эксперимент показал, что люди и другие живые существа не находятся в равных условиях при столкновениях с теми или иными вызовами. Многочисленные неудачи могут сформировать «выученную беспомощность», при которой человек уже не пытается найти выход из затруднительной ситуации. Этот эффект во многом объясняет поведение жертв насилия или деструктивных отношений.

Мартин Селигман в своих изысканиях зашел гораздо дальше, попытавшись сформировать оптимизм по тому же принципу, по которому формируется беспомощность. В своих работах он пришел также к выводу, что некоторые для некоторых должностей пессимизм работников был бы даже предпочтительнее для работодателя. Пессимизм он определял, как стремление видеть в плохих событиях закономерность, а в хороших — случайность. Оптимисты же напротив склонны считать радостные события закономерным результатом своих усилий, а грустные — нелепыми случайностями.

Что влияет на формирование выученной беспомощности?

Опыт решения проблемы серьезно влияет на формирование «выученной беспомощности». Есть и другие немаловажные факторы. Например, трагедии, которые человек не в состоянии контролировать:

  • экономический кризиc;
  • стихийные бедствия;
  • организованная травля.

Выученная беспомощность возникает также, когда человек не может получить желаемое привычным ему путем. Например, в отношениях один партнер пытается остановить агрессию другого разговорами, надеясь, что сможет переубедить причинять боль. Если это способ работал однажды, но перестает служить решением проблемы в дальнейшем, человек просто оставляет попытки «достучаться» и каким-то образом решить проблему, впадает в отчаянье.

Свою роль играет и опыт наблюдения за беспомощностью. Если в каком-то коллективе ребенок наблюдает безуспешные попытки одноклассника справиться с травлей, то сам он, став ее объектом, скорее всего, тоже не окажет сопротивления.

Последний фактор — отсутствие самостоятельности, опыта решения проблем. Ребенок растеряется в трудной ситуации, если прежде все за него делали взрослые, сопровождая свои действия комментариями «ты ни на что не способен», «тебе с этим никогда не справиться», «тебе это не под силу».

неуверенность

Как победить выученную беспомощность?

При этом большинство процессов все же поддается нашему воздействию. Именно поэтому основным методом борьбы с выученной беспомощностью считают теорию малых дел. Начинать большое дело можно с маленьких шагов: генеральную уборку с одного угла комнаты, глобальный проект лучше разбить на несколько небольших заданий и т.д.

Самовнушение — это тоже полезный инструмент. Если в детстве человек не получал положительного подкрепления и слов похвалы за выполненные задания, то можно начать хвалить себя за каждое «маленькое дело».

Неплохо также проявить к себе сочувствие и принять тот факт, что свой путь в учебе, спорте или музыки каждый начинает с разных стартовых позиций. Поэтому сравнивать можно только себя сегодняшнего с собой вчерашним. Достижения других людей могут объясняться их хорошей подготовкой, базой или природными данными.

Зачастую с выученной беспомощностью и нередко сопровождающей ее депрессией невозможно справиться самостоятельно. Важно, чтобы человек не боялся обращаться за помощью к специалисту. Сегодня психологи и психотерапевты помогают решить проблему выученной беспомощности и помочь обрести уверенность в своих силах.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.