Попробуйте кратко сформулировать суть христианской нравственности и главную заповедь. Ну конечно, это заповедь о любви к Богу и ближнему. Так говорит Христос, резюмируя весь Закон Божий. Это строго повторяет Его ученик апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Велик соблазн представить христианство чем-то приторным. Любовь, любовь, только любовь, кругом розовые сердечки, и никаких проблем, а Боженька уж тем более всех любит и заранее прощает.

Но если бы все было так просто, Христос бы не говорил о широком пути в погибель и узком пути к вечной жизни.

Христианин должен не просто любить ближнего. Он должен любить его, даже видя его слабости и проступки. Более того: именно видя грехи ближнего, христианин и должен его любить.

Преподобный Максим Исповедник, один из самых ярких церковных писателей VII века, автор возвышенных и вдохновляющих «Глав о любви», объясняет на пальцах:

«Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились. Посему – когда видит их обращение и исправление, радуется радостью безмерной и неизреченной.

Нечиста страстная душа, наполненная помыслами похотными и ненавистливыми. Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за какое-либо падение совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку. Любящий Меня, говорит Господь, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14, 15). Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Итак не любящий ближнего не соблюдает заповеди: а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа.

Блажен человек, который всякого равно любить может».

Итого:

– ближний – КАЖДЫЙ человек;

– заповедь – любить человека, несмотря на его страсти;

– ненависть к человеку не оправдывается ненавистью ко греху.

Кажется, все очевидно. Но реальность тяжелее и сложнее.

«Я ненавижу не человека, а его грех!» – мы часто говорим так, обличая товарища, соседа, интернет-пользователя, чиновника, священника за жадность, похоть, пьянство, жестокость, самоуверенность, кощунство. Проверить, есть ли в этом «след ненависти за какое-либо падение», довольно сложно. Но кое-какие признаки есть.

Любящий или хотя бы стремящийся к исполнению заповеди любви осознанно хочет исправления грешника. Не наказания, не возмездия, а исправления.

Убийца, вор, домашний абьюзер – все они могут отказаться от преступления и обратиться к добродетели. Благоразумные разбойники и Марии Египетские – это редкость, но не фантастика, и христианин видит в этом надежду на пробуждение в самом страшном грешнике чего-то лучшего.

В этой надежде – отблеск Божьей славы, поэтому она не должна угасать. Как Он без давления и манипуляций ждет обращения и покаяния каждого человека, так и мы, если любим Бога, смеем надеяться, что наш брат по Адаму поднимет глаза к Отцу.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: