Главная Новости

Жители России не готовы помогать тяжелобольным взрослым людям

При этом каждый третий россиянин готов оказать помощь детям, каждый восьмой — пожилым людям
25 апреля. ПРАВМИР. Проект Добро Mail.Ru совместно с ФОМ провел полномасштабное исследование о помощи взрослым в России. Целью этой работы было выяснить, насколько в нашей стране принято помогать взрослым людям, что удерживает россиян от поддержки тяжелобольных взрослых людей и как можно изменить ситуацию.

Результаты исследования, проведенного проектом Добро Mail.Ru совместно с Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показали, что в России не сформирована традиция помощи взрослым. Возможность оказания помощи взрослому тяжелобольному или человеку с инвалидностью не допустил практически никто (лишь два респондента из 533). При этом каждый третий россиянин готов оказать помощь детям, каждый восьмой — пожилым людям. Это говорит о том, что в обществе, несмотря на все усилия благотворительных фондов и гражданских активистов, сегодня существует стереотип о безусловной самодостаточности взрослых.

1

Знакомым взрослым людям россияне помогают гораздо более охотно, чем незнакомцам (43% против 24%). Совсем иная ситуация с детьми: доля респондентов, которые оказывают помощь незнакомым малышам (46%), почти в два раза больше, чем доля тех, кто помогал незнакомым взрослым. Возможно, это связано с тем, что призывы о помощи детям в СМИ и социальных сетях встречаются значительно чаще, чем о помощи взрослым.

2

«Тема помощи взрослым людям касается каждого жителя нашей страны старше 18 лет, потому что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда помощь необходима. Но, оказывается, для каждого второго россиянина важен возраст адресата помощи. Кажется, что прежде чем помочь, мы спрашиваем «Сколько тебе лет», а узнав, что нуждающийся в помощи старше 18, отказываем ему. Взрослым по сравнению с другими возрастными группами намерены помогать в самую последнюю очередь. Менять эту ситуацию просто необходимо», — прокомментировала руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.

3

Исследование позволило не только определить особенности помощи тяжелобольным взрослым людям в России, но и выявить особенности самоощущения взрослых в России, оценить их уровень защищенности. Важной частью исследования был опрос людей, когда-либо попадавших в сложные жизненные ситуации. Лишь 7% таких респондентов обращались за помощью к государству и только 3% получили ее. Участники фокус-групп отмечают, что наиболее слабый уровень защищенности обеспечивает государство.

4

Большинство опрошенных в ходе фокус-групп в первую очередь ждут помощи от родных (86%) и друзей (69%). Менее четверти респондентов рассчитывают на незнакомых людей (23%), и лишь каждый пятый — на благотворительные фонды. Основными причинами того, что люди не обращаются за помощью к НКО, являются недоверие благотворительным организациям и неосведомленность. Россияне мало знают о деятельности фондов и пока не воспринимают НКО как источник потенциальной поддержки, информации и помощи для них самих в трудной жизненной ситуации.

5

Самыми распространенными источниками обращения за помощью и ее получения также являются родственники и друзья. 41% опрошенных просили помощи у родных и почти половина (45%) ее получили. К друзьям обращались 22% респондентов, получили от них помощь 18%. Более трети респондентов (38%), попав в сложную жизненную ситуацию, не обращались за помощью ни к кому.

6

Исследование выявило факторы, которые мешают россиянам активнее помогать взрослым. Главные из них — низкий уровень доверия к благотворительным фондам и сообщениям о необходимости помощи, а также страх мошенничества. Кроме того, респонденты отмечали общее снижение уровня эмпатии, недостаточность информации о деятельности благотворительных фондов, опасение, что акт оказания помощи будет неправильно истолкован. Помогать мешают также стереотип о самостоятельности и самодостаточности взрослых людей и некорректное представление о трудностях, с которыми они сталкиваются в сложных жизненных ситуациях.

7

Побудить россиян помогать взрослым может развитие социальной рекламы и пропаганда волонтерства и благотворительных фондов как институтов оказания помощи. Люди будут помогать охотнее, если повысится их уровня доверия к благотворительным фондам (этому будет способствовать повышение прозрачности информации о работе фондов).

8

Исследование проводилось в виде репрезентативного телефонного россиян (всего в выборку вошло 533 респондента) и работы с онлайн-фокус-группами (люди, попадавшие в сложные жизненные ситуации; люди, имеющие опыт оказания помощи детям и старикам; люди, не имеющие опыта оказания помощи кому-либо).

Добро Mail.Ru — сервис для благотворительности, созданный Mail.Ru Group. Сервис помогает пользователям участвовать в благотворительных проектах по всей России и призван сделать благотворительность проще и доступнее.
Система поиска позволяет быстро найти организации, действующие в разных городах, и выбрать из них те, которые нуждаются в финансовой поддержке или в помощи волонтеров.Партнерами проекта являются более 90 надежных благотворительных фондов из 23 регионов России.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.