Обзоры православной блогосферы: Москва, православные микросхемы и свидетельство о Христе

|

Минувшие две недели были богаты на события, которые, в свою очередь, не могли не вызвать отклика в чутких сердцах и дневниках православных блогеров.

Больше всего пищи для размышлений дали московские новости. Последняя декада сентября началась с обсуждения строительства на Боровицкой площади. Вот одно из самых точных (скажем прямо, и одно из немногих подходящих для цитирования – большинство блогеров, вне зависимости от вероисповедания, на выражения не скупится): “Пора пройтись по Москве прощаясь, как с дорогим покойником. Кочевники на архитектуру смотрят просто: где хотим юрту, там ее и раскинем. На очереди дом Пашкова, Манежная и Кремль. Минины в Лондоне, Пожарские в кутузке. Куршавель-оглы форева”.

Впрочем, в различных СМИ появилась информация, что временный исполняющий обязанности мэра столицы В.И. Ресин застройку Боровицкой площади отменил. Правда, Рустем Адагамов, более известный как жж-юзер drugoi, свидетельствует, что пока ничего не изменилось.

В блогосфере месяц заканчивается реакцией на отставку московского градоначальника. Тут мнения блогеров разделились.

Вовсе не стесняюсь признаться: на выборы Лужкова я – демонстративно прогуливавшая выборы с 19-ти лет – сознательно ходила. А за Лужкова я голосовала. Не потому, что мне нравится, что он делает с Москвой. А потому, что, в отличие от большинства представителей современной власти, Лужков – живой. Он из наших девяностых, а не из попахивающих гнильцой двухтысячных. Он человек, а не механизм в костюме. Как человек, он ошибался, имел свои пристрастия и представления, не был свободен от человеческих слабостей. Но ни разу за все эти годы у меня не возникло ощущения, что он – чиновническая нежить, андроид”. – пишет в своем блоге Анна Валерьевна Архангельская, доцент филологического факультета МГУ.

Совершенно иначе оценивает “отрешение” мэра от должности Андрей Хвесюк, координатор движения сопротивления убийству детей:

Один из тысяч явных воров, которого завалили, чтобы поднять рейтинг под выборы. И так же, как когда-то, я нимало не возражаю, но требую продолжения банкета”.

Ну и, конечно, нельзя было не обсудить письмо Ю. М. Лужкова Д. А. Медведеву.

Впрочем, и без политических событий блогерам было, о чем поговорить – вечные церковно-исторические и богословские темы никогда не перестают волновать православных.

В журнале иконописца, богослова и православного книгоиздателя Киприана Шахбазяна поднят вопрос о Евхаристии: “Если Тело и Кровь в нас не истощаются, не истлевают, не извергаются, то зачем повторять Причастие? Я, честно сказать, и у свв. отцов ответа не вспомнил, и сам не нашелся, что ответить…

Сергей Болотов в провокационной манере начинает в своем живом журнале историческую дискуссию о гонениях на Церковь в СССР: “в Советском Союзе не было репрессий против христиан, равно как их не было против представителей других религий или национальностей. Были репрессии против инакомыслящих.

Нельзя не упомянуть о своеобразном “прорыве” в блогосфере, произошедшем на завершающейся неделе: православная проблематика заинтересовала безрелигиозных блогеров.

Уже упомянутый Рустем Адагамов цитирует высказывание широко известного в православном Рунете (не в последнюю очередь благодаря своим экспрессивным высказываниям) главы Ассоциации Православных экспертов Кирилла Фролова: «Сейчас православие — это основа модернизации. Лично я считаю, что русские компьютеры должны создаваться при русских монастырях: умные молитвы, умное делание, умное монашество. Мы считаем, что православный инновационный центр должен открыться в Сколкове, потому что Церковь — это опора модернизации, а не помеха».

На момент написания этого текста, количество комментариев к записи “drugoi”-го перевалило за 600, большинство из них выдержаны в лучшем случае в ироническом, а в худшем – в явно негативном по отношению к Церкви тоне. Частное мнение было воспринято (как всегда в таких случаях происходит) как позиция духовенства.

Непродуманное популистское высказывание оставит у многих не лучший осадочек в понимании взаимоотношений Церкви и научного сообщества. А ведь вместо призывов разрабатывать православный компьютер можно было бы вспомнить об опыте всемирно известного геолога профессора протоиерея Глеба Каледы, о колоссальном вкладе в изучение туберкулеза профессора монахини Игнатии (Пузик), о лауреате Сталинской премии за вклад в исследование гнойной хирургии епископе Луке (Войно-Ясенецком), о выдающемся авиаконструкторе и прекрасном богослове И.И. Сикорском, о разработчике космических скафандров игумении Серафимы (Чичаговой) и так далее…

В общем, в живом журнале kirillfrolov можно познакомиться с другими его рассуждениями о роли Православной Церкви в современной общественной и политической жизни России, а также побеседовать с ним об исихазме. В частности, возможно, надо напомнить главному православному эксперту, о том, что умная молитва – это молитва, сосредоточенная в уме, а не молитва о развитии русских компьютеров, а умное делание – это не конструирование русских православных микросхем.

Обычно в наших обзорах мы не рассказываем об обсуждениях материалов нашего портала, но на этот раз в виде исключения мы отступим от этого правила. Большой интерес для блогеров представила публикация о Джанне Дженсен – женщине, родившейся в результате солевого аборта. Поиск Яндекса по блогам выдает 134 ссылки по запросу “Джанна Дженсен”.

Тема оказалась настолько острой, что также вышла за пределы православной блогосферы.
Она- христианка, но- говорит о Б-ге. И не важно, что она называет его другим именем. Важно, что своей жизнью она говорит- что жизнь- она не наша. Она- от Б-га. И мы не имеем права решать, кому жить, а кому- умирать…” – пишет женщина из Израиля, иудейка.

Несколько страниц комментариев собирает обсуждение текста в блоге Натальи Радуловой. Заранее предупреждаю читателей, что комментарии по ссылке попадаются очень разные. Некоторые из них написаны с альтернативных по отношению к общепринятым этических позиций.

В очередной раз встает вопрос незащищенности не только детей, уничтожаемых абортами, но и младенцев, чудом выживающих при аборте на позднем сроке: “Когда я лежала на сохранении, за стенкой я слышала крик такого ребенка… Это самое ужасное, что я слышала в своей жизни…”.

Или еще: “Есть очень много вещей и сущностей относительно которых нет смысла даже вступать в дискуссию. Но иллюстрации, иллюстрации иногда задевают даже скептиков. Будить и тормошить? Слава Богу, что есть люди, которым это удается. Спасибо.

В одном из обсуждений человек, сам не являющийся абсолютным противником абортов, тем не менее, категорически заявляет, что страх рожать зачастую является навязанным обществом: “аборт – сломает. рождение ребенка – почти никогда не сломает, даже если мальчик сбежит. все эти “ломания жизни” – во многом штампы, социальные страхи. но конечно, надо работать над каждым случаем, говорить с каждой девочкой. а никому неохота этим заниматься”.
Как ни странно, споры вызвала личность самой Джанны Дженсен.

Специально как для возмущающихся горячим выступлением Джанны, так и для борцов с экуменизмом (Джанна – протестантка) переводившая этот текст Юлия Зубкова в своем блоге пишет:

“...я уже почитала массу разной критики, и ладно бы насчет качества и т.п., так нет ведь, многим откровенно не понравилось ни выступление, ни сама личность Джанны не вызвала симпатии. На меня же наоборот, произвела сильное впечатление женщина, ярко выделяющаяся на фоне обычной серой массы, в т.ч. и верующих, которые не знали в этой жизни горя и толком не осознают, зачем они вообще топчут эту землю. Человек, который живет с осознанием, что его пытались убить, никогда не будет сладеньким и добреньким. Это травма. Но где бы вы еще видели столько веры? ”.

С Юлией солидарен протоиерей Димитрий Карпенко, который тоже обратил внимание на глубочайшую веру Джанны: Удивительное по силе свидетельство о Христе этой совершенно замечательной женщины – Божиего дитя, выжившего вопреки воли людей. Мы часто что-то говорим, о чем-то беспокоимся, но можем ли мы ТАК говорить о своей вере, можем ли мы ТАК свидетельствовать о Христе? Воистину, Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное!

Это были некоторые из наиболее интересных записей, представленны[ и не представленных в «Пульсе православной блогосферы», мы продолжим рассказывать обо всех интересных публичных записях, держа руку на «Пульсе».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Ура, каникулы! 10 полезных блогов для школьников

История Москвы, химия и космос – что смотреть подросткам в Интернете

Фотоблогер Беленький: Россия, которую мы потеряли

Фото России, которую мы потеряли: из 1000 церквей - 600 заброшены

«Batushka ответит»: Сейчас я бы снял ролик про деньги священников по-другому

Видеоблог православного священника как альтернатива «бабушкиному христианству»

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: