А

Издание и распространение православной книги

Совсем немного времени прошло с тех пор, как стала свободно издаваться в России православная литература. А книголюбы уже не видят в ней нечто экзотическое, не раскупают нарасхват, а выбирают лишь самое интересное, ценное. Православный читатель (по крайней мере в центре) также, похоже, не испытывает особых трудностей с приобретением книг, исключая, конечно, материальные. Издатели православной литературы уже успели столкнуться с теми проблемами, которые переживают и их светские коллеги: децентрализация оптовой торговли, снижение покупательского спроса на книгу и пр. Но если светские издатели и книготорговцы предпринимают какие-то усилия, то активных действий со стороны издателей православной книги не ощущается. Складывается впечатление, что они как-то отстраняются от контактов с другими книгоиздателями, хотя многие формы работы светских коллег и можно взять на вооружение. Неизвестно, входят ли православные издательства в Ассоциации издателей и книготорговцев, а также в Союз распространителей печатной продукции; в печати такой информации не встречалось.

Разумеется, Церковь в соответствии с Конституцией РФ отделена от государства, но не могут же люди Церкви отделить себя от людей государства. Мы все единое целое; мы болеем одними и теми же болезнями и испытываем одинаковые трудности, потому и к изданию православной книги нельзя относиться абы как. Необходим серьезный, научно обоснованный подход и к книгоизданию, и к книгораспространению.

Прежде всего следует изучать конъюнктуру издательского рынка православной книги, выявляя читательские потребности, покупательский спрос на книгу, сводя излишек идентичных изданий к минимуму, чтобы не возникала “затоваренность” на книжных складах и не было сетований на то, что книги не раскупаются, хотя иные книги и надо продавать по много лет. Необходимо правильно определять тиражи изданий. Предварительная информация о готовящейся к печати книге необходима, тем более, что она может готовиться не на год, а на квартал, месяц.

Говоря о православных изданиях, хочется отметить, что многие издатели увлеклись выпуском дорогой, золотообрезной, с золотым тиснением, переплетенной “под старину” книги. Все это эффектно, но насколько целесообразно? Может быть, разумнее выпускать православную книгу в более дешевом полиграфическом оформлении, чтобы ее смог купить и студент для своих занятий, и рядовой прихожанин, и любой учащийся воскресной школы или православной гимназии, да и просто любопытствующий (как знать, не станет ли новая книга для него ступенькой к познанию Истины?). Сегодня ощущается серьезная нужда в современной, актуальной православной книге, как массовой, так и богословской. Она уже появляется, но пока не может полностью удовлетворить потребительский спрос. Издатель должен также уметь правильно выбрать момент для выпуска той или иной книги. К примеру, два года длились трагические события в Чечне. Многие из участников боевых действий крестились в перерывах между боями. Они, увы, мало что знают о молитве и ее силе, почти ничего не знают о небесных покровителях воинов — живых, павших и плененных. Как бы тут пригодились тоненькие малоформатные брошюрки с пересказом житий вмч. Георгия Победоносца, вмч. Димитрия Солунского, мч. Иоанна Воина, св. прав. Иоанна Русского исповедника…

В центральных городах России чувствуется, если можно так выразиться, перенасыщение православной книгой (имеется в виду лишь количественный аспект), на периферии же ее, судя по отзывам, недостаточно; впрочем, насколько это точно, может показать лишь соответствующий анализ. Если это так, то стоит задуматься над тем, как распределять литературу, чтобы в ней не испытывали недостатка даже самые дальние приходы. Таким образом напрашивается вывод о необходимости создания системы книгоиздания и распространения православной книги, — возможно, не автономной, а сопрягающейся со светскими структурами.

Ранее уже упоминалось о предварительной библиографической информации о готовящихся к выпуску изданиях. Однако читателям нужны регулярная текущая библиографическая аннотированная информация, рекомендательные и ретроспективные библиографические пособия, а также реферативная и обзорная информация, рассчитанная на студентов и преподавателей православных учебных заведений, ученых-богословов; она-то и может оказывать влияние на издательскую политику православных издательств. Издание информационных материалов убыточно, не надо ждать от них той выгоды, которую дают коммерческие издания; результат от выпуска этих изданий ощутится позже и в опосредованном виде.

К сожалению, многие из перечисленных проблем упираются в нехватку квалифицированных кадров. Однако вопрос подготовки специалистов вполне решаем. С одной стороны, в полиграфических вузах, вузах культуры можно попытаться создавать факультативы по изучению Священного Писания и других богословских дисциплин, что дало бы возможность выпускникам этих институтов работать в духовных библиотеках, вести информационно-поисковую и библиографическую работу, квалифицированно заниматься книгоизданием, торговлей и распространением православной литературы. С другой стороны, на катехизаторских факультетах православных вузов следовало бы ввести курс по библиотечному делу, библиографии, информационной деятельности и книговедению.

С подготовкой информации о новой книге так или иначе связаны и вопросы рекламы. И здесь нельзя игнорировать светские издания. Выбор их довольно значителен: “Книжное обозрение”, “Книготор­говый бюллетень”, “Витрина”, “Книжное дело”, “Книжный бизнес”, “Полиграфист и издатель”, “Читающая Россия” и др., российская версия “Books in print: книги в наличии и печати”, справочные издания “Книжная торговля России”, “Российская пресса” и т. д. Неучастие в таких изданиях может привести к плачевным результатам, так как потребитель не будет иметь достаточной информации о православных издательствах и литературе, ими выпускаемой. Некоторые издательства это уже осознали. В последних выпусках “Книжного бизнеса” среди великого множества российских издательств мы увидим информацию о православных издательствах, предлагающих свою литературу для продажи — это нижегородское издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, петербургский “Сатисъ”, московские “Паломник”, Сретенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и издательство Братства свт. Тихона.

И тем не менее информации все же недостаточно. Например, в сентябрьском выпуске “Витрины” в разделе “Книжные новинки” нет ни одного православного издательства и православного издания. Зато среди рекламируемых новинок, выпускаемых издательством “Нью Эра”, увидим “Компоненты понимания” и “Супружество”, составленные по работам Л. Р. Хаббарда, а также четырехтомник В. Т. Лободина, руководителя петербургской школы “Единство”, пропагандирующего эклектичное учение “нью эйдж”. Правда, под рубриками “Книжные развалы” и “Пресса” найдем публикации о некоторых христианских, православных изданиях, а также изданиях, которые так или иначе затрагивают вопросы христианской веры. Это рецензии Р. Чеснокова “Пустите детей приходить… (заметки о детской христианской литературе)”, “Альфа и Омега” (об одноименном журнале), “Истина и жизнь” (о католическом журнале, выходящем в Москве на русском языке), а также “Дети и книга” А. Дмитриева и “… Дела бо их ходят вслед за ними” Т. Соколовой — об антологии гуманной педагогики, выпускаемой Издательским домом Ш. Амонашвили. Эти материалы сделаны на хорошем профессиональном уровне, но по сути, ничем не отличаются от множества публикаций, появлявшихся в последние пять-семь лет в светской прессе. Иные высказывания, касающиеся Русской Православной Церкви, носят сердитый нравоучительно-дидактический характер. Вследствие этого и хотелось бы, чтобы о христианской православной литературе в ранее названных изданиях писали более сведущие люди.

Православный книгоиздатель должен помнить, что его дело является частью апостольского служения. Вот что говорил в одной из своих проповедей протоиерей Глеб Каледа: “Апостолат является обязанностью по существу почти каждого христианина <…> до тех пор, пока идет жизнь в Церкви, апостолат должен существовать как необходимая сторона и часть церковной жизни <…> Кто в силах, пускай берет маленькую крупицу апостольского служения”1.

Экспансия продолжается. Как ей противостоять?

После нашумевшей истории с сектой Аум Синрике российская печать как-то потеряла интерес к деятельности зарубежных и доморощенных деструктивных религиозных организаций. Зато они не забывают регулярно о себе напоминать. Раскройте какую-нибудь московскую газету — и почти наверняка найдете там привлекательное объявление, приглашающее в центр Дианетики на Большой Семеновской, сулящее необычайные успехи в развитии своих способностей. А в Ярославле вас завлекут проповедники из так называемого Христианского центра “Новое поколение”, кстати, практикующие прямой и косвенный гипноз, о чем, конечно, открыто не сообщается. Тамбовское телевидение широко рекламирует передачу “Час силы духа”, которую ведет проповедник американской методистской церкви Р. Шуллер. В этой передаче он рассуждает “о психотерапевтическом воздействии учения Христа на личность”, а само богослужение более напоминает концерт рок- или поп-певцов и музыкантов. Результаты рекламы просто ошеломительны. Если верить итогам исследования, проведенного специалистами Тамбовского государственного института культуры, 70% опрошенных читателей тамбовских библиотек отдали предпочтение именно этой телепередаче. Столичные СМИ ничуть не уступают региональным. Весь последний год они настойчиво приглашали на бесплатные встречи со всевозможными колдунами, шаманами, “исцеляющими” недуги, а на МТК даже появилась специальная программа “Загадки колдовства”, как бы дополняющая “Третий глаз” на НТВ.

Впрочем, удивляться не приходится, так как с экранов того же телевидения из уст одного из тех, кому доверена разработка новой государственной идеи — философа Игоря Чубайса, можно было услышать слова о возврате элементов язычества в идеологическую и культурную жизнь российского общества. Словно и не было 1000-летия Крещения Руси! Словно христианский мир не живет ожиданием 2000-летия Рождества Христова! На память приходят слова диакона Андрея Кураева из его книги “Соблазн неоязычества” (М., 1994, с. 73): “Атеис­тическому обществу не дадут перейти в православное. Его заклинит где-нибудь на язычестве…”.

Противники Православия в своей экспансионистской деятельности активно используют различные государственные культурно-просветительные учреждения. Частенько “доброжелатели-просвети­тели” наведываются в библиотеки. Многие религиозно-культурные общества постоянно посылают туда списки своих изданий. Так, издательство российского теософского общества “Сфера” по вполне доступным ценам вместе с художественными альбомами “Шедевры Государственной Третьяковской галереи” или “Андрей Рублев” предлагает приобрести “В поисках оккультизма”, “Кармические видения”, “Теософский словарь” Е. Блаватской, “Оккультизм и Йога” Е. Рерих, Н. Рериха и А. Асеева, “Письма Махатм” и другие подобные им книги. Большую активность в распространении издательской продукции через библиотеки проявляют Общество Сторожевой Башни (“Свиде­тели Иеговы”) и Церковь Святых последний дней (адвентисты седьмого дня). Не уступают им и неоязычники, консолидирующиеся под знаменами славянского национализма. Ведическое журнально-газет­ное издательство “Русская правда” открыто определяет свою направленность как антихристианскую. Наиболее деятельными авторами его являются Валерий Емельянов и украинский националист из Канады Владимир Бульба. Иные распространители оккультно-мистической и сектантской литературы безвозмездно передают свои издания библиотекам, да еще ради своей рекламы фотографируют библиотечных руководителей на фоне этих даров.

Войдя в контакт с руководством библиотек, а то и города или района, представители различных религиозных и “культурных” объединений арендуют у библиотек помещения для открытия своих центров. Так, в Тамбовской областной библиотеке им. А. С. Пушкина с 1987 г. в качестве досугового центра активно действует общество Рерихов. Там же уже более трех лет работает воскресная школа евангельского просвещения, организованная Тамбовской церковью евангельских христиан-баптистов “Истина”, а также клуб для школьников “Открытая Библия”, которой руководят члены той же “Истины” совместно с зарубежными миссионерами. А между тем библиотечные работники не успевают познакомиться с историей Русской Православной Церкви или хотя бы почитать популярную работу прот. М. Зноско-Боровского “Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектантство” (М., 1992), которая обязательно должна была бы присутствовать в фондах областной библиотеки.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в государственных библиотеках, связана прежде всего с двумя факторами. Первый — отсутствие достаточного финансирования библиотек, создающее положение, когда всякому дару рады и готовы “продаться” кому угодно ради выживания. Второй, как ни печально, — слабая гуманитарная подготовка библиотекарей, отсутствие у многих из них элементарных знаний о мировых религиях, об истории Церкви, в том числе и Русской Православной, неумение правильно ориентироваться в несметном количестве сект, вдруг обрушившихся на Россию извне и родившихся внутри. Некоторые религиозные организации прибегают к весьма хитрым ходам, чтобы внедрить свою литературу в государственные библиотеки. Не так давно рядом библиотек по почте была получена брошюра эксперта Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального собрания РФ, а также сопредседателя Ассоциации “Религиозно-культурный диалог” М. А. Сиверцева “Экспертиза. Саентология2: путь духовной самоидентификации” (М., 1995) с сопроводительным письмом на имя директора. В письме рекомендовалось включить в библиотечный фонд эту работу, дающую экспертную оценку религиозной философии Л. Р. Хаббарда, хотя по существующим правилам господин Сиверцев не мог проводить независимой экспертизы, так как сам является членом церкви сайентологии. Кстати, будь это в США, то он не мог бы и занимать государственной должности.

Тем не менее все же любопытно, что пишет г-н эксперт по поводу учения Хаббарда. “Метафизика Хаббарда — это учение индивидуального духовного сопротивления тоталитаризму и авторитаризму государственных идеологий и религий <…> Особую роль Саентология может играть в формировании программ межрелигиозного диалога <…> Доктрина Саентологии позволяет члену своей церкви практиковать и другие религии и конфессии <…> Такого рода доктринальная терпимость позволяет рассматривать Саентологию как духовное пространство, в котором может осуществляться и уже осуществляется встреча мировых религий”. Однако автор не может скрыть истинных целей и задач сайентологической церкви, а именно: “Саентология — завершенная религия и ее члены исключают другую веру, несмотря на то, что они могут оставаться членами других церквей по семейным, социальным или культурным причинам <…> На основании духовного послания, автором которого является основатель [то есть Хаббард], создан религиозный орден”. Задачей адептов сайентологии является трансформация, изменение сознания каждого члена церкви, а “спасе­ние понимается как устойчивое осознание своей истинной природы и удаление всех внутренних духовных препятствий (инграмм), которые блокируют правильное осознание своего всемогущего бесконечного Я <…> Технику постижения своего истинного Я можно встретить в духовных упражнениях Игнатия Лойолы, в дальневосточных духовных школах чань-буддизма – коаны и в хасидских рассказах”. Роль Откровения в сайентологии играют личность, жизнь и тексты Р. Хаббарда, которые члены церкви должны непрерывно изучать.

Процитированного более чем достаточно, чтобы православному человеку понять, что это за учение и к чему оно ведет. Еще св. апостол Петр предостерегал первохристиан: “…и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси” и будут обещать своим последователям “свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб <…> Итак <…> чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников” (2 Пет 2:1,19; 3:17). Но как разъяснить это российскому библиотекарю, взращенному на научном атеизме? Как сделать, чтобы библиотекарь не способствовал по неведению распространению таких идей? Ведь тот же западный мир относится к вышеназванному сайентологическому учению весьма отрицательно. Американский христианско-демократический союз, к примеру, призвал всех христиан бойкотировать фильм “Миссия невозможна” только потому, что в нем играет Том Круз, являющийся членом церкви сайентологии.

Необходима постоянная разъяснительная, просветительская, миссионерская работа, особенно в молодежной среде. Да вроде бы она и ведется. Но как? Большое распространение сейчас получили различные листки, посвященные разоблачению негативной деятельности тоталитарных сект, раздающиеся в храмах. Это и “Троицкий листок”, и “Почаевский листок”, и многие другие. К сожалению, они не всегда выполнены качественно. Есть ошибки, опечатки, чрезвычайно мелкий шрифт затрудняет чтение. К тому же эти листки, рассчитанные только на православного верующего, носят лишь упреждающий характер, дабы православный не оступился, не впал в соблазн. Чаще всего в них отсутствуют как исторические факты, связанные с появлением той или иной религиозной секты, так и данные об особенностях деятельности конкретной секты в России. Более совершенными были информационные листки, выпущенные Центром сщмч. Иринея, еп. Лионского (действующим при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата), популярно разъясняющие, что такое церковь Христа, сайентология и прочие новые религии. Добротные, интересные материалы и сейчас публикуются в православных периодических изданиях и в ряде газет. Одна беда — эти издания практически не выписываются государственными библиотеками из-за недостатка средств. Что же делать в таком случае?

Вероятно, следует использовать различные пути, какими бы парадоксальными они иногда ни казались. Стоит искать приемлемые подходы к сотрудничеству со светскими и молодежными изданиями, тем более, что это не требует ни компромисса, ни отхода от своих убеждений. Осуждающим же можно напомнить слова Господа Иисуса Христа, сказанные фарисеям, упрекавшим Его за то, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф 9:12). Предоставление Центром сщмч. Иринея Лионского материалов о наиболее агрессивных тоталитарных сектах, действующих в России, для публикации известной молодежной газете, несомненно, сыграло положительную роль хотя бы потому, что газета поступила во все массовые библиотеки Москвы, следовательно, опубликованные материалы стали как бы справочным пособием для библиотекаря. Теперь он может использовать их в своей работе с читателями.

Другой путь может показаться более привлекательным, но он и более сложный, так как требует серьезной предварительной подготовки. Православные издатели могут организовать в массовых библиотеках города, района встречи своей редакции с читателями, через книгораспространителей предложить провести в библиотеке книжную выставку новой православной литературы или антисектантских публикаций, устроить чтения житийной литературы с демонстрацией слайдов или просмотр видеофильмов.

Православным миссионерам-просветителям нельзя обходить стороной и учебные заведения, готовящие будущих библиотекарей и педагогов. Там можно попытаться распространять литературу через книжные киоски, а также комплектовать факультетские библиотечные фонды. Еще недавно вузы сами искали такие контакты, но и сейчас это также возможно. Неплохо было бы наладить проведение факультативов по Священному Писанию, истории Церкви и т. п., дополняющих религиеведческий курс, пришедший на смену научному атеизму. И такая работа, несомненно, воздастся сторицей.

C. Андрюшина


1Прот. Глеб Каледа. Полнота жизни во Христе. Проповеди. М., 1996, сс. 88–89.

2Так в оригинале.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.