«Американская
О том, зачем туристы ездят в храмы и как найти баланс между монастырской жизнью и постоянными экскурсиями, «Правмиру» рассказывает экскурсовод Екатерина Дупленская.

Екатерина Дупленская

Многие наши монастыри и храмы – наследие мировой культуры, принадлежат уже всему человечеству, если говорить высокими словами. А если вспоминать наше советское прошлое, когда эти монастыри сначала были музеями и все привыкли ходить туда, как в музей… Это нельзя списывать со счетов.

Это не значит, что монастыри должны пускать экскурсии в любое время дня и ночи. Понятно, что монастыри живут своей жизнью, они должны сами для себя определять, какой у них распорядок. Тут нельзя давать для всех единые советы. Это будет нарушение их собственных границ и не полезно ни для кого.

Но в то же время не стоит вести себя так, что тут вот у нас резервация и шаг влево – запрещен. Странно, например, когда начинают запрещать фотографировать здания снаружи. Этот запрет встречается часто и выводит из себя, раздражает и вызывает прочие нехорошие эмоции.

Подбегает вдруг «вахтер» и начинает ругаться, даже если человек пытался храм сфотографировать снаружи.

Так до сих пор происходит в Троице-Лыково, где расположен знаменитый храм «нарышкинского» барокко. Везде заборы и запреты на фото. За тем, чтобы подобного не было, должны следить именно настоятели.

Возила я как-то группу американских художников, которые приехали специальным туром по иконописи. И мы ездили по разным монастырям, иконописным центрам, у нас были разные встречи.

С недоброжелательностью они сталкивались именно на уровне «вахтеров». То штанина недолжного уровня: щиколотка чуть-чуть видна, то еще что-то. Одна американка, верующая католичка, благоговейно, с молитвенным поклоном слегка прикоснулась к краю иконы двумя пальцами. Но тут подбежал «вахтер» с глазами, полными ужаса: «Что вы себе позволяете!»

На самом деле было гораздо больше случаев, когда встречали хорошо, по-доброму. Но одна негативная встреча может «перебить» несколько хороших – так уж устроена человеческая психология.

Причем иностранцы как раз более дисциплинированы. Им говоришь, что в монастырях нужно одеваться так-то и так-то, вести так-то, и они слушаются и ведут себя корректно.

У наших туристов часто встречается отношение: «Нам тут все должны. Это наша Родина, и что хочу, то и делаю».

Поэтому правильно поднят вопрос о том, что приезжающие в монастыри ведут себя некорректно. Но это вопрос общей культуры. И его не решить сердитыми одергиваниями, запретами.

Я недавно была в Истринском монастыре, и меня удивило то, что там прямо внутри храма всем можно фотографировать и проводить экскурсии. Я не уверена, что это правильно и хорошо, но это так.

Вообще, не нужно все запрещать и не нужно превращать монастыри в проходной двор. Нужен какой-то баланс, который можно выработать при сотрудничестве каждого конкретного монастыря и историков, искусствоведов.

Ведь у людей, которые приезжают в монастырь что-то посмотреть, создается впечатление не только от красоты памятников, но и от отношения тех, кто там живет. Если эмоция такая: «Вам здесь не рады», то это не очень хорошо. Экскурсовод может потратить множество усилий на то, чтобы рассказать, какое православие замечательное и духовное. Но если человек столкнется с каким-то негативом в монастыре, только мудрость позволит ему сделать адекватный вывод.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.