Апокалипсис святого Ерма

13 июня Церковь чтит память святого Ерма, апостола от Семидесяти. Человека, написавшего в своей книге о последних временах. По форме изложения «Пастырь» Ерма принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания.

Библия заканчивается Апокалипсисом. Это не только название отдельной книги, но и название целого жанра. Прямо скажем, Апокалипсис Иоанна не единственный апокалипсис в Церкви, хотя именно за ним закреплен высочайший статус книги Священного Писания. Есть еще один вполне церковный апокалипсис это книга «Пастырь» Ерма.

диакон Павел Сержантов

диакон Павел Сержантов

Очень древняя она. В наши дни ее относят к писаниям мужей апостольских. По времени создания она вплотную примыкает к эпохе Библии. В древности были видные церковные авторы и целые христианские общины, которые считали «Пастырь» частью Нового Завета. Теперь же мы относим книгу «Пастырь» к самому раннему слою святоотеческой письменности, что весьма и весьма почетно.

Апокалипсис Иоанна и апокалипсис Ерма роднит то, что авторы не свидетельствуют о важнейших событиях прошлого, как, например, в Евангелии от Луки. И не предлагают духовнического наставления по волнующим паству вопросам, как в Посланиях к коринфянам. Иоанн и Ерм получают свыше некое высокое духовное откровение и его записывают. Подобное встречалось у ветхозаветных пророков.

Библейский Апокалипсис запечатлел, как к апостолу Иоанну обращается Христос и ангелы Божии. Ерм тоже общается с небесными существами ангелами. Они открывают Ерму некие мистические видения, ведут с ним духовные беседы. Не так-то просто человеку понять их, даже пророку непросто.

Прочитаем отрывок из «Пастыря». Вот ангел покаяния дает Ерму пояснения о вреде и пользе удовольствий:

«Гневливый, исполняя свое дело, получает удовольствие, и прелюбодей, и пьяница, и клеветник, и лжец, и любостяжательный человек, и хищник, и всякий совершающий что-либо подобное удовлетворяет свою страсть (ποιῶν τῇἰδίᾳ νόσῳ) и наслаждается своим делом. Все эти наслаждения вредны рабам Божиим, и за них-то они страдают и терпят наказания. Но есть также удовольствия, спасительные для людей (τρυφαὶ σώζουσαι τοὺς ἀνθρώπους): многие, совершая добрые дела, получают удовольствие, находя в них для себя сладость. Это удовольствие полезно рабам Божиим и приготовляет жизнь таким людям. А те, о которых сказано прежде, заслуживают наказания» (Под. 6:V).

Так, задолго до появления монашеской аскетики мы наталкиваемся на вполне подвижнические рассуждения у Ерма. Это аскетические записи древнехристианского пророка. Ангел открывает Ерму, что страсти приманивают людей через удовольствие и губят их. Ангел перечисляет основные человеческие страсти: гнев, блуд, сребролюбие…  Названия страстей мы уж приведем в соответствие с более поздней аскетической традицией. Противоположностью болезнетворных страстей являются добродетели. От добродетелей человек тоже может получать удовольствие, и это на пользу.

Любому понятно, что чревоугодие приносит человеку сладость. Но не будем забывать, оно же приносит и горесть (проблемы со здоровьем). Чревоугодию противостоит церковный пост. В нашем посте, прежде всего, бросается в глаза неприятный момент (утомительная борьба с желанием есть больше и лучше, чем необходимо). Однако присутствует в посте и момент явно приятный (чувство физической легкости и легче дается молитва, что особо важно).

Аналогично дело обстоит со страстью гнева и добродетелью кротости, со страстью блуда и добродетелью целомудрия, со страстью сребролюбия и добродетелью благотворительности ближним. Это понятно и без дальнейших объяснений.

Конечно, не все в «Пастыре» Ерма оказывается таким уж понятным. Апокалипсис Ерма вообще необычная, редкая книга. Необычно уже то, что книга Ерма считается апокалипсисом, и по праву. А значит, она земным языком излагает небесные откровения. Задача не из легких, правда?

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Почему христиане отвергают многобожие?

Если в Божестве мы видим полноту совершенства, то Божество может быть только одно

Проблемы с коринфянами: От апостола Павла до святителя Климента

Что же это за место такое, Коринф? Почему с его жителями возникало столько хлопот у миссионеров?

Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге?

Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: