“Духless”. Ненастоящее кино и несостоявшееся самобичевание

На экраны вышел фильм Духless по одноименному роману Сергея Минаева (возрастное ограничение 18+). Размышлениями о фильме делится клирик Свято-Георгиевского собора г. Владикавказа священник Александр Пикалев.

Я совсем не являюсь поклонником творчества Сергея Минаева, хотя и прочел с интересом несколько его романов. И поэтому мне было немного странно, что решили экранизировать именно “Духless” – самое, на мой взгляд, слабое и псевдолитературное из того, что он написал.

Священник Александр Пикалев

Священник Александр Пикалев

Прозу Минаева, да простят меня его почитатели, литературой вообще можно называть с большой долей условности. Но, с другой стороны, жанр, который можно определить как “жесткий антигламур”, мне очень импонирует. Он дает хорошее представление о том, как выглядит т.н. “высшее общество”, если смотреть на него без розовых очков и не через призму рекламы.

Оно, это “общество”, Минаева читает, морщится подчас, от отвращения к самому себе, узнанному на страницах его романов, снова читает и снова морщится. Это “высшее общество”, о котором пишет автор, вообще ничего общего не имеет с обществом, народом, окружающей действительностью, реальным миром. И это важно понимать, и писать об этом нужно. Патриотично, если устроит такое определение.

Что касается самого фильма, то если у авторов была задача испортить и без того, мягко скажем, нешикарный роман, то справились они с этой задачей просто гениально. Все, что в книге цепляло за душу, или хотя бы заставляло поразмышлять, оказалось выброшенным из сюжета или ужатым до нескольких секунд экранного времени и пары реплик.

Главный герой фильма Макс

Главный герой фильма Макс

Единственная светлая человеческая линия – чувства главного героя к девушке Юле – опущена до банальной третьесортной мелодрамы. Не оставили ни мысли, ни сюжета, нет нормальной актерской игры, нет характеров, но при этом пустые потуги показать драматичную судьбу Макса через пьянку, кокаин, разврат и истерики.

В том, что фильм не получился, вернее, получился не фильм, а нечто иное, кажется, сходятся почти все. Разность мнений только в том, почему фильм не получился. Есть самый простой и популярный ответ: в России вообще разучились делать кино. Ответ, который сам по себе является вопросом: почему нельзя сделать нормально при наличии ума, денег, актеров, режиссеров, техники и т.п.? Вопрос риторический.

На мой взгляд, причина неуспеха в этом конкретном случае коренится в том, что перед создателями фильма “Духless” стояла нравственно невыполнимая задача – выпороть самих себя: снять фильм про гламурных тусовщиков, которые от скуки и пресыщенности мешают кокаин с виски, снимают себе партнера на одну ночь, и не факт, что этот партнер другого пола.

Наутро они просыпаются, пьют кофе или аспирин, принимают душ, надевают свежую рубашку, и все повторяется… Именно из-за невозможности для гламурной тусовки какого-либо критического отношения к себе, менеджер Макс в фильме – вполне себе симпатичный паренек, да, со своими проблемами и тараканами, но от того ничуть не менее симпатичный.

И питерские его рассуждения о том, какой он хочет видеть Россию – фальшивые насквозь, потому что сам он живет только ради денег, кокса и развлечений. Но эти рассуждения в фильме оставили, а весь контекст, который в книге показывает фальшивость его “философии”, выбросили, потому что “пипл не станет хавать”, если его “грузить”. Зато “схавает” супермена-Путина, явившегося в наркотическом бреду с пропагандой здорового образа жизни.

“Пипл схавает” ярко продемонстрированную клубно-дискотечную жизнь Москвы, которая, в отличие от героев, показана очень убедительно, вернее, настолько рекламно-убедительно, что поневоле возникает вопрос: а какой столичный клуб спонсировал все эти съемки?

Если авторы фильма в чем-то и проявили талант и чем-то удивили зрителя, так это тем, что в полуторачасовой фильм они умудрились втиснуть в разы больше мата, чем его было на 336 страницах романа. В итоге получилось, что гламурная тусовка сняла очередной видеогимн самой себе, главная мысль которого заключается в том, что если не хочешь потерять красивую жизнь, не заморачивайся.

И поэтому я, как зритель, абсолютно не верю, что в конце фильма Макс убегает со свалки на встречу с неформалкой Юлей, а верю тому, что бежит он к своему брошенному автомобилю бизнес-класса, к своей квартире с видом на Moskau, к виски и стафу – к тому, среди чего Юля, которая ему, конечно, симпатична, никогда не найдет себе места.

Если и можно вывести из этого псевдофильма какую-либо псевдомораль, то она в том, что и те, кто снимал это кино, и те, про кого оно снято, не просто не поняли, что есть человеческая жизнь, ее смысл и ее ценность, они даже и не попытались это понять, а просто зарабатывали деньги, делая вид, что бичуют тех, кто только ради этих денег и живет.

Впрочем, все это – мое личное мнение.

Читайте также:

«Прометей»: то, во что мы выбираем верить

Орда: фильм об отношениях человека и Бога

Уловка-22 для нашего недостоинства

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Над ней смеялись, а в портфель кидали мусор

А где новое кино, способное перевернуть мир детей?

«Матильда» не дала мне ни одной эмоции, кроме смеха

Индийское кино – журналист Марина Ахмедова посмотрела скандальный фильм

Российский короткометражный фильм про Холокост попал в лонг-лист премии “Оскар”

Фильм "Скрипка" - третья картина киноальманаха "Свидетели", посвященная жертвам Холокоста

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: