Епископ Каскеленский Геннадий: В Русской Церкви происходят очень важные и знаменательные преобразования

Источник: Татьянин День
|

10 октября исполнился год со дня архиерейской хиротонии епископа Каскеленского Геннадия (Гоголева). В прошлом ректор Костромской духовной семинарии, сегодня владыка возглавляет Алматинскую духовную семинарию и несет служение в Митрополичьем округе в республике Казахстан. О том, как изменилась его жизнь со дня епископской хиротонии, для чего Русской Церкви так много новых епископов, возможна ли миссия там, где она запрещена государственным законом и как развивается духовное образование в Казахстане – в сегодняшнем интервью епископа Геннадия.

Хиротония архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

Хиротония архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

– Владыка Геннадий, 10 октября исполнился год со дня Вашей архиерейской хиротонии. Чем Вам запомнился первый год архиерейского служения? Какие события или впечатления были для Вас наиболее значимы?

– Спасибо за память обо мне.

Конечно, служение архиерея значительно отличается от служения священника. И, прежде всего, мерой ответственности. Я это почувствовал с первых недель жизни в сане епископа. Иногда просто физически чувствуешь, как важны для окружающих не только каждое твое слово, но и каждый взгляд и каждый жест. Первое следствие архиерейства, на которое сразу обратили внимание друзья – я перестал писать сатирические стишки, которыми раньше любил баловаться.

Удивился и разительным переменам, которые произошли с некоторыми людьми, с которыми знаком не один десяток лет. Позвонил мне внезапно старый знакомый, с которым мы не виделись с 1995 года. В свое время отношения у меня с ним не складывались. Сейчас все изменилось – появился спокойный доброжелательный тон.

И, наоборот,  в общении с некоторыми людьми появилось какое-то странное напряжение.  Разговариваешь с человеком – и чувствуешь, что он только и ждет твоей ошибки, неосторожного высказывания, чтобы тебя осудить, уязвить – причем, как правило, за глаза. Прав был один из моих давнишних друзей архиереев, предупреждая меня в день хиротонии: «Отныне ты будешь ходить под увеличительным стеклом».

Стали приходить ругательные письма, адресованные лично мне от имени, выражаясь словами святителя Григория Богослова, «не в меру у нас православных». Одному рабу Божиему из города Владимира не понравилось,  когда он увидел, как на Рождество в Кафедральном соборе Астаны я общался с мусульманами. Терпеливо, от руки, я написал ему ответ, в котором сослался на опыт святых предшественников: святителя Алма-Атинского Николая и митрополита Иосифа (Чернова), цитировал святых отцов;  убил целый вечер, сочиняя ответ.  Через некоторое время получаю толстый конверт. Начинаю читать: «Никакой Вы не архиерей вместе с Вашими прочими патриархийными иерархами….».  Даже не стал читать далее, расстроился…

Сегодня находиться на высоте церковной власти отнюдь не почетно. Постоянно, ежедневно ощущаешь на себе груз ответственности и давление со стороны самых разных лиц и общественных сил.

Но все эти трудности буквально растворяются в любви, которую проявляет к епископу преданная паства. Сегодня мне все больше кажется, что лучше, чем казахстанская паства нет православных людей на свете. Какая глубина веры! Какое трогательное почитание святынь! В сентябре в Алма-Ату была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы. В Кафедральном соборе она находилась трое суток. И после того, как святыню увезли – выстроилась громадная очередь к аналою(!),  на  котором лежала икона. Люди теснились, чтобы облобызать аналой! Невозможно было сдержать слезы, глядя на эту картину.

Принесение Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Вознесенский кафедральный собор города  Алматы, 21 сентября 2011 года

Принесение Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Вознесенский кафедральный собор города Алматы, 21 сентября 2011 года

– 5-6 октября 2011 года Решением Священного Синода в Митрополичьем Округе в Республике Казахстан были образованы три новые епархии. Какова необходимость их образования?
– Умножение числа епархий и рост количества епископов –  это естественный и закономерный процесс. Пока что в Казахстане мы просто восполняем то, что не успели сделать в прошедшие годы. Церковь всегда стремилась к тому, чтобы ее территориально-каноническая структура по возможности соответствовала государственной. В октябре появились три новые епархии в пределах Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Акмолинской  областей – регионов, где проживают несколько сотен тысяч славянского населения. С просьбой об учреждении этих епархий к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Синод Митрополичьего Округа. Мы очень рады, что Святейший счел возможным удовлетворить эту просьбу уже на состоявшемся в октябре заседании Священного Синода.

– В Казахстане много новых епископов. Что Вы можете сказать о таком умножении их числа?– Я много лет преподаю в семинариях историю Русской Православной Церкви, причем ее начальный период. И никогда не стеснялся цитировать студентам горькие и верные слова Евгения Голубинского о том, как на Руси по причине обширности епархий епископы из пастырей превратились в администраторов. Только сегодня мы начинаем по-настоящему менять эту практику.

Но вдумайтесь: еще полтора года назад в Казахстане на почти что четырехмиллионную паству было лишь три (!) архиерея.  Приходилось служить на приходах, где архиерея не видели десять-пятнадцать лет. Разве это нормально? Так что  нам еще рано говорить о настоящем «умножении числа епископов».

Но в целом, в Русской Православной Церкви действительно  происходят очень важные и знаменательные преобразования. Думаю, что только через десятилетия нам станут очевидны колоссальные плоды этих преобразований. Помните, Герцен написал: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина. Уверен, что на происходящие сегодня преобразования уже в скором времени Церковь ответит явлением новых архиереев: епископы в своем большинстве станут высокообразованными и любвеобильными пастырями, настоящими тружениками, подвижниками.  По-другому просто не может быть! Представьте себе: приезжает  молодой епископ на новообразованную епархию. А перед ним стоят громадные задачи: строить, организовывать, созидать. Совершенно очевидно, что решить их можно будет только в том случае, если епископ погрузится в народную среду – придется ходить по районным администрациям, заводам, лесопилкам, выступать в сельских школах, вести дискуссии в самых разнообразных аудиториях. А, значит, придется непрерывно повышать уровень своего образования,  а также смиряться, смиряться и смиряться…. За двенадцатью стеклами в губернском городе уже не отсидишься. Дежурными проповедями с праздничного амвона не отделаешься. Всем нам отчасти придется стать Иоаннами Кронштадтскими…

– Один из главных вопросов в жизни Церкви – миссионерская работа. По государственному закону, внешняя проповедь в Казахстане запрещена. Как может Церковь в этих условиях осуществлять миссию?– Убежден, что в любых условиях церковные люди  не вправе отказываться от представлений об универсальности своей веры.  Мы проповедуем веротерпимость, но не толерантность в смысле отказа от права именовать свою религиозную традицию истинной традицией.

Если христианин осознает это свое призвание, то он внутренне свободен, и никакие внешние ограничения и репрессии не могут ему помешать.

В Казахстане достаточно либеральное законодательство. В подтверждение этому – 1200 зарегистрированных протестантских общин самых различных направлений.  Многие из них имеют весьма пестрый национальный состав.

Однако, ради сохранения спокойствия в обществе, противодействия религиозному экстремизму, ради безопасности своих близких и детей мы готовы поступиться частью своих внешних свобод. В Казахстане готовится к принятию новая редакция Закона о религиозной деятельности, которая осложнит миссию в государственных учреждениях. Совершение богослужений в госучреждениях  станет невозможным. Законопроект вызывает жаркие споры в обществе, но, думается, на данном этапе он необходим.

Совершенно очевидно, что в Казахстане нахождение славян среди людей, исповедующих иные религиозные традиции, подталкивает их к глубокой  рефлексии, поиску самоидентификации. Задача священнослужителей – помочь в этом нашим крещеным но пока еще нецерковным людям.

Казахстан, распростертый под солнцем антиминс, уже вошел в историю Вселенского Православия. Не зря здесь были пролиты потоки крови новомучениками и исповедниками прошлого века. Эти жертвы не бесплодны. Мы видим это на множестве примеров – в том числе на примере приходящих в семинарию абитуриентов.
В Алматинской Духовной семинарии

В Алматинской Духовной семинарии

– В 2010 году была образована Алма-Атинская духовная семинария. Много ли студентов обучаются в семинарии сегодня? Кто именно стремится туда поступить?

– Создание семинарии стало одним из главных начинаний нынешнего Главы Митрополичьего Округа в Казахстане, митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Владыка митрополит оказывает нам неоценимую материальную и духовную поддержку.

На сегодняшний день в семинарии на трех курсах пастырского и двух курсах  регентского отделения обучаются 60 человек. Создано заочное отделение,  открыт богословско- миссионерский факультет для мирян, в том числе с  дистанционной формой обучения.  Подавляющее большинство студентов – очников поступает к нам из Алма-Аты, Караганды и Астаны.  Но необходимо заметить, что абитуриентам из северных епархий ближе и удобнее бывает добраться до российских семинарий, чем до нашей, находящейся в предгорьях Тянь-Шаня. Так что перед нами стоят большие задачи – сделать так, чтобы семинария привлекала всех казахстанцев, создать в ней комфортные условия и живую творческую атмосферу.

Здесь, в Алма-Ате, студенты в большей степени ценят свое обучение в семинарии, чем воспитанники семинарий  центральной России. Они терпеливее переносят неустройства быта, которые пока еще есть, несравненно лучше общая дисциплина. Я несказанно удивился, когда обнаружил, что за первое полугодие скопилось только 12 (!) объяснительных. Для сравнения: в Костромской семинарии  иногда за один день их было больше.

Храмы в Казахстане продолжают строиться. В ряде епархий сохраняется острая нехватка священнослужителей.  Но, уверен, с Божией помощью мы преодолеем все трудности.

– Есть ли научное сотрудничество с казахстанской семинарией Римо-Католической Церкви или с протестантскими семинариями?

– Учебное заведение Римо-Католической Церкви расположено в Караганде. Там обучаются порядка 15 человек, и оно не представляет для нас интереса в плане сотрудничества.

Взаимодействие с протестантскими семинариями осуществляется в том смысле, что несколько наших преподавателей и студентов – бывшие пасторы протестантских общин, обращенные в Православие. Мы ценим их опыт и привлекаем к миссионерским проектам.

– Каковы ближайшие планы развития семинарии в этом учебном году?

– Мы намерены провести несколько крупных проектов различной направленности. Ближайшие из них – Фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья», который запланирован на дни осенних школьных каникул. Кульминацией Фестиваля станет детская литургия в Кафедральном соборе, за которой мы ожидаем присутствие порядка 1 000 православных детей.  Причем петь за богослужением будет несколько детских хоров. Студенты семинарии примут участие в подготовке творческих конкурсов и спортивных соревнований в рамках Фестиваля. В конце ноября – начале декабря в семинарии запланирована научно-практическая конференция памяти святителя Московского Филарета (в его честь освящен семинарский храм).
– Владыка, мы знаем, что Вы пишете стихи. Можно в заключение интервью попросить Вас рассказать одно из Ваших новых стихотворений.

– Можно.РоссияВ краю печальном, бездорожном
Умолкли крики журавлей.
Там зверь ступает осторожно
На иней замерших полей

Там словно  в горестном раздумье
К воде склоняются кусты.
И пар от речки в новолунье
Согреет ветхие листы.

Там звезды меркнут в тучах серых,
Там на исходе сентября
Дрожит на бревнах обомшелых
Неясный свет от фонаря,

Там птичьи звучные напевы
В  лесной умолкнут  глубине.
И говорят, что ходит  Дева
По умирающей стране.

Там ночь покроет снежным прахом
Во мхе нарубленную  гать
Лишь там дано любить монаху
И четки красные вязать.

1 сентября 2011

Источник: портал “Татьянин День”

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: