Гонения на христиан: проблемы и современность

|
10 июня во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы состоялся круглый стол «Гонения на христиан: память и современность», организованный представительством Общины святого Эгидия в России. В обсуждении проблемы приняли участие: представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви, священник Георг Варданян; Митрополит Филиппопольский, представитель Антиохийского патриархата Нифон; апостольский нунций в Российской Федерации Иван Юркович; журналист Евгений Пахомов; настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа; заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества Елена Агапова; настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубино протоиерей Александр Борисов; представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе; председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Стать голосом людей, которые не имеют голоса

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации:

Преследования людей, которые думают и верят по-другому, – к сожалению, константа человеческой истории. Мир и согласие – моменты эпизодические, и почти не было столетия, когда человечество не страдало.

И наша задача здесь – дать пример. У нас есть жития святых – это фактически сборник рассказов о том, как можно жить во время преследований.

Но та жестокость, с которой происходят преследования последних нескольких лет – неожиданна. И наша задача здесь – стать голосом людей, которые не имеют голоса, защищать их, сделать всё, чтобы им помочь.

Армянский народ хорошо знает, что произошло в их истории. Это не должно быть забыто, и папский престол активно участвует в мероприятиях, направленных на это.

Я желаю, чтобы здесь мы все нашли какой-то ключ, формулу, чтобы впустить эту плеяду в нашу жизнь, чтобы каждый выбрал элемент для личного понимания. Чтобы это не была просто академическая встреча.

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации

Иван Юркович, апостольский нунций в Российской Федерации

«Безопасность христианских общин в разных странах – индикатор социального благополучия общества»

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России:

Сегодня христианская память перестала быть живой. Но когда она перестаёт быть таковой, то на место памяти встаёт что-то подобное ей. А для христиан взгляд в будущее всегда был и взглядом на историю.

Сегодня в мире постоянно совершаются гонения на христиан. Особенно активно это происходит там, где христиане находятся в меньшинстве – в странах Азии, Африки, Ближнего Востока.

Существует целая география страдания, о которой, к сожалению, крайне мало говорят и ещё меньше слушают. Большая проблема здесь – недостаток внимания, происходящий от занятости либо недостатка информации. Для многих людей гонения на христиан просто слишком далеки. Но не проходить мимо – это первый шаг уважения к жертве христиан.

Положение на Ближнем Востоке постоянно приковывает внимание СМИ. Но мало кто помнит, что в 90-е годы в Ираке была цветущая община из минимум полутора миллионов христиан. Сегодня, по самым оптимистичным подсчётам, их осталось четыреста тысяч.

К гонениям на христиан добавляется разрушение христианских святынь. Ныне весь мир следит за судьбой Алеппо, который был примером мирной жизни мусульман и христиан различных конфессий. Сейчас город осаждён, а христиане стали разменной монетой в переговорах между повстанцами и правительственными войсками.

В некоторых регионах Африки быть христианином становится слишком опасно. Достаточно вспомнить массовые убийства христиан в Нигерии или убийства христиан в Ливии, убийства в Кении, Судане.

Тяжело положение христиан в Китае, в Бирме власти считают христиан диссидентами, их постоянно арестовывают и убивают. В Северной Корее около четверти христиан живут в трудовых лагерях за отказ признать национальный культ страны. В Индии христиане постоянно становятся жертвами фундаменталистских погромов.

При этом тема гонений на христиан не должна подвергаться упрощениям или использоваться в идеологических целях. Часто страдания христиан изображают как результат столкновения цивилизаций – христианского Запада и исламского Востока. Но приведённый выше перечень показывает, что проблема – гораздо шире. Тем более что первыми жертвами радикальных исламских группировок чаще оказываются не христиане, а сами мусульмане.

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России

Очевидно одно: XXI век начался с новой волны гонений на христиан, и часто в конфликтах христиане разных конфессий страдают вместе. Принимая в 2013 году в Риме коптского патриарха Тавардоса II, папа Франциск отметил: «Общность страдания может стать действенным орудием единства. Из общности страданий могут прорасти прощение и примирение».

Своей человечностью и образом жизни гонимые христиане являют в своих странах иной образ жизни, неприемлемый для фанатизма или интересов тех, кто стремится к контролю над обществом.

Жизнь христиан – это обвинительный акт для последователей господствующей идеологии, побуждающей всех искать только собственного благополучия. Но христианин не поддаётся логике конфликта, он всегда ищет пространство для диалога и жизни вместе. Поэтому гонения на христиан нельзя поднимать на флаг борьбы против чего-либо.

Внимание к гонениям на христиан – это, прежде всего, акт гражданской солидарности и религиозной ответственности. Ведь преследование христиан – это не только конфессиональный вопрос. Свобода и безопасность христианских общин – это индикатор социального благополучия общества.

«Пять-семь тысяч наёмников в Сирии – выходцы из стран СНГ»

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества: 

Всю историю «Императорского Палестинского общества» Ближний Восток был местом, где оно поддерживало братьев по вере и защищало православные святыни. И те события, которые ныне происходят там, мы считаем своей личной трагедией.

Ближний Восток – это колыбель трёх мировых религий, но для нас это – прежде всего, колыбель христианства, место, где проходили основные библейские события.

Своей политикой архитекторы «Арабской весны» породили ту волну насилия, которая происходит в странах Ближнего Востока сейчас, и я полагаю, что у этой ситуации есть конкретные виновники.

Международное уголовное законодательство говорит о том, что боевики ИГИЛ совершают сейчас одновременно геноцид, преступления против человечности и военные преступления.

Сегодня у нас произошла очень интересная встреча. В Москву на конференцию по арабскому миру прилетел верховный муфтий Сирийской Арабской республики Бадреддин Аль-Хассун. Поскольку мы доставляем гуманитарную помощь не только христианскому, но и мусульманскому населению Сирии, причём стараемся делать это через духовных лидеров, Бадреддин Аль-Хассун – наш давний партнёр.

Сегодня верховный муфтий привёл ужасающие факты: всего сегодня против населения Сирии воюют до семидесяти тысяч наёмников. Пять-семь тысяч из них – выходцы из России и стран СНГ. И мы уже знаем, что есть случаи поездок наших молодых людей в Сирию.

Сегодня муфтий подтвердил, что едут иногда целые семьи, и одна из причин этого – очень профессиональная обработка со стороны вербовщиков. 80 спутниковых каналов вещают лишь только для того, чтобы подавить голос правительственных каналов Сирии.

Сегодня в Дамаске, где я была недавно, жизнь продолжается. Но концентрация людей там показывает: люди из всех городов бегут в столицу, где относительно спокойно. Работают кафе, жизнь течёт, но всё это происходит на фоне миномётных обстрелов.

У нас много личностных контактов на Ближнем Востоке, и многие из них подтверждают: две трети христиан уже покинули Алеппо. И все беженцы задают вопрос: неужели христиане – это мученики, а судьба Ближнего Востока всем безразлична?

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества

Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества

С нашей точки зрения, было бы безумно важно перекрыть все источники финансирования терроризма – а это и рынок нефти, на котором ИГИЛ выступает в качестве нефтерейдеров. Есть рабский рынок, рынок артефактов, которые вывозят из Сирии. И пока мировое сообщество этого не замечает, будучи занято своими политическими амбициями, сделать что-либо будет крайне сложно.

Отдельная проблема – уничтожается целый пласт культурного наследия. «Православное палестинское общество» могло бы выступить с инициативой временного вывоза из Сирии музейных ценностей и размещения их в музеях мира. Понятно, что Пальмиру никто не вывезет, но хоть бы что-то оттуда можно было бы сохранить.

Организаторы Круглого стола напомнили, что «Община Святого Эгидия» является инициатором превращения Алеппо в открытый город, где должны быть прекращены боевые действия, и открыты гуманитарные коридоры для доставки помощи и выхода населения.

О жертвах гонений на Ближнем Востоке нужно составить молитву, подобную читаемой за литургией об Украине

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине: 

Мы знаем, что тема гонений – вечная. Из Евангелия мы знаем слова Спасителя: «Меня гнали, и вас будут гнать». Но и образец отношения к гонителям Господь даёт нам: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». О том же напоминают нам слова первомученика архидиакона Стефана, который молится за своих палачей. Ту же линию продолжает апостол Павел, призывая молиться за гонителей, и понятно, что это были те языческие цари, которые устраивали гонения.

Гонения новомучеников 20-30-х годов тоже являют образец отношения к гонителям: призывов отомстить гонителям не было ни в 1918 году, ни в 1942.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине

Нынешние гонения на Ближнем Востоке тоже ставят Церковь перед вопросом. С одной стороны, мы призваны не проклинать, а благословлять. Но, с другой стороны, вспоминается пример, который приводил Антоний Сурожский.

Однажды к митрополиту Антонию пришёл молодой человек и заявил, что никогда не возьмёт в руки оружия, и, даже если хулиганы нападут на его девушку, он встанет на колени и будет молиться. «Тогда я посоветую Вашей девушке искать другого молодого человека». В любой войне, где человек защищает свою Родину, он неизбежно применяет насилие.

Здесь говорилось о молодёжи, которая едет на Ближний Восток. Я думаю, что это – характерный порыв молодых, которые ищут своё место в жизни.

Нам же остаётся молитва. Я думаю даже, что было бы хорошо попросить отца Всеволода Чаплина донести до патриарха просьбу о составлении за жертв гонений на Ближнем Востоке молитвы, подобной той, которая сейчас произносится за литургией об Украине.

«Миру пора меняться»

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви: 

Сегодня люди доброй воли должны поднять голос и заявить, что человеческая жизнь выше любой политики.

Армянская община на Ближнем Востоке оказалась жертвой сразу нескольких конфликтов, развивающихся в разных странах. Из-за гражданской войны в Сирии за последние три года численность этнических армян в этой стране сократилась вдвое. Почти ничего не осталось от армянской общины в Ираке. В случае с Ираком о жертвах среди армян говорить пока не приходится, чего не скажешь, увы, о ситуации в Сирии, где разрушены также и храмы.

Обширная община в Сирии возникла после геноцида армян 1915 года, когда многие из них бежали в Сирию и осели в Алеппо и Дамаске. До начала нынешнего конфликта в Сирии проживало восемьдесят тысяч армян, сейчас их осталось тридцать.

При этом многие из армян Сирии не собираются покидать вторую родину, веря в близкое окончание конфликта.

Своя специфика есть у армян в Турции, где одной из последствий геноцида стала исламизация. В итоге геноцид армян обернулся геноцидом христиан: храмы были превращены в руины, уничтожены древнейшие рукописи. Однако последствия геноцида до сих пор не устранены, а виновные не наказаны.

В 1915 году Европа не обратила внимания на развитие пантюркизма. Именно поэтому ему на смену легко пришёл фашизм с уничтожением неугодных народов – русских, белорусов и других. Преследования заставили многих людей скрывать свою этническую принадлежность, отказаться от корней.

В истории есть понятие «коллективная память народов», и историческое сознание удалить невозможно, даже много лет спустя оно даст знать о себе. Сегодня Турция переживает кризис идентичности. О себе заявили народы, кого много лет заставляли считать себя турками – армяне, греки, ассирийцы, курды.

Несмотря на то, что официально армянская община в Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек, на самом деле армян в Турции – до двух миллионов.

Сегодня, когда мир полыхает от злобы и ненависти, ему пора меняться: перековать, по библейскому изречению, мечи на орала.

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви

Священник Георг Варданян, представитель епископа Езраса, главы Российской и Ново-Нахичеваньской епархии Армянской Церкви

Современный радикальный ислам – это необольшевизм

Евгений Пахомов, журналист, востоковед: 

Мне кажется, нужно затронуть тему того, что такое вообще радикальный исламизм.

Я дважды делал большие материалы о Пакистане, и встречался с местными христианами – католиками церкви Фатимской Божией Матери в Исламабаде и протестантами из англиканской церкви святого Фомы.

Я могу привести случаи, которые все знают, – когда совершенно невинных людей обвиняли в богохульстве, но хочу сказать о другом. Я понял, что такое быть христианином в Пакистане. Это – когда ты празднуешь Рождество, а вокруг тебя стоит охрана автоматчиков.

Государство пытается защитить христиан, понимая, что они первыми становятся жертвами радикалов. И вот это повседневное существование под охраной – гораздо страшнее случаев, которые широко попадают в газеты.

И в то же время нельзя сказать, что Пакистан – это такая страшная страна, где всех режут. Это страна с древней и богатой культурой, и элита там пытается это остановить.

И теперь главный вопрос: как возникли талибы, которые появились на севере Пакистана, и как они эволюционировали в ИГИЛ. Сразу скажу: это – не про ИГИЛ ни разу.

То, с чем мы имеем дело, это – необольшевизм. Это – попытка перехватить красное знамя, упавшее из рук борцов с религией. Например, знаменитый террорист Ильич Рамир Санчес – легендарная фигура 1970-х, который воевал на стороне Красных бригад, Красной армии Японии, а сейчас отбывает пожизненное заключение во Франции, принял ислам, и сейчас пишет работу с названием «Революционный ислам».

Речь в ней, разумеется, идёт не об исламе. Мы имеем дело с борьбой за новую утопию. То есть молодые люди, которые сейчас попадают в ИГИЛ, пытаются построить идеальное государство, основанное на том исламе, который они себе представляют.

Евгений Пахомов, журналист, востоковед

Евгений Пахомов, журналист, востоковед

Однажды я попал в медресе, где говорил с последователями радикальной группировки. И они говорили о том, что «если будет настоящий ислам, не будет войн, все богатые будут платить налог, и не будет бедных»… В какой-то момент мне казалось, что они сейчас встанут и споют: «Гренада, Гренада моя».

Молодёжь не склонна к радикализму, она склонна к максимализму и простым рецептам – поумирать, поубивать.

При этом это движение эволюционирует. То есть раньше талибы запрещали музыку, даже суфийскую, резали шиитов и дервишей. У ИГИЛ в ходу и музыка, и телевидение, и длинные волосы мужчин…

Я, конечно, согласен, что им надо перекрывать источники денег. И нужна контрпропаганда, но именно для той детской мечты, что все проблемы решаются за три выстрела.

Христиане избегают отвечать на вопросы современности

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата: 

Страдания христиан на Востоке и тех христиан на Западе, которые не могут реализовать свой потенциал в безбожных государствах, – это вызов нашей совести.

Недавно я прочёл текст Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой, где было сказано, что война – это всегда зло, но христианские страны не делают достаточно, чтобы защитить христиан на Ближнем Востоке, не проявляют достаточной воли и жертвенности.

Наверное, сегодня нужно добиться того, чтобы христианские страны, включая Россию, проявили больше силы и больше воли. Сложно сказать, в чём это должно проявляться – территориальное вмешательство, поддержка оружием.

Мы слишком привыкли, что наш душевный и физический комфорт не должен быть нарушен. И не нужно снижать накал дискуссии – мне кажется, в ней не должно быть ни страха, ни ненужного пацифизма.

Наш второй страх – это неготовность ответить на те вопросы о несправедливости мирового устройства, которые стоят перед теми молодыми людьми, которые получают неправильные ответы на свои вопросы со стороны радикалов.

И даже девочка, которая присоединилась к ним, оказалась там именно потому, что не получила ответов на вопросы, почему общество устроено несправедливо, почему большинство людей оторваны от принятия решений о своей собственной судьбе. Почему нет справедливости, почему нет таких религиозных общин, которые помогли бы решить общественные проблемы.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Протоиерей Всеволод Чаплин

Радикалы ответ дают, а мы его избегаем – в том числе потому, что пытаемся ни с кем не поссориться. И сегодня нам нужно говорить как можно более простые слова, чтобы люди не уходили в ад.

Молодым людям нужна цель в жизни, которая не может заканчиваться в жизни земной, и уж тем более – ограничиваться какими-то меркантильными интересами. Людям нужен новый прорыв, нравственный и интеллектуальный. Никто не пойдёт умирать за демократию, рынок или толерантность, и не будет жить только ради этого.

Поэтому важно сегодня в очередной раз сбросить с себя коросту приспособленчества и сказать молодым людям: «Вот путь истинной жизни – Христос».

Христиане оказываются в сложном положении не только в странах, которые известны как «зоны нестабильности». Я очень рад, что сегодня многие организации, и общественные, и Святой престол, стали говорить о христианофобии.

Очень хочется пожелать всем нам отражать те голоса, которые заявляют, что мы, христиане, не имеем права говорить об общественно значимых проблемах, сохранить одновременно мир и волю.

11

12

Фото Надежды Сокоревой

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Конгресс США признал геноцидом убийства христиан боевиками ИГИЛ

Жестокие действия в отношении христиан были названы преступлением против человечности

Комитет Всемирного христианского форума обсудил тему гонений на христиан

Члены комитета решили, что тема защиты гонимых христиан будет приоритетом совместной деятельности

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: