Испытание молитвой

В неделю 17-ю по Пятидесятнице – Мф 15:21–28 (зач. 62):

В те дни Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

hanan

Сегодняшнее евангельское чтение совсем небольшое по объему. Что же, это хорошо: есть надежда, что мы сможем целиком охватить его взглядом.

Господь еще недавно был в Иудее и обличал фарисеев. Теперь же он отправляется в окрестности Тира и Сидона – знаменитых финикийских городов, славившихся в прежние времена своей морской торговлей. Но жители этих земель были язычниками. И вот, как повествует евангелист, женщина-хананеянка стала идти вслед за Спасителем и Его учениками, взывая к Нему о помощи. Просила она не за себя (будь так, у нее, может быть, не достало бы смелости и дерзости обращать на себя внимание Учителя), но за свою дочь, которая была одержима бесом и испытывала из-за этого немалые страдания. Что же Спаситель? Он молчит. На первый взгляд, это жестоко. Но Господь, ведая тайны каждого человеческого сердца, знал, что эта женщина способна вынести и Его молчание, и Его – резкое и жесткое – слово.

Апостолы просят: отпусти ее. Трудно сказать, сочувствовали ли они несчастной матери или же, подобно неправедному судье из притчи, ходатайствовали о ней перед Учителем просто потому, что хотели избавиться от ее криков. Так или иначе, Господь обращает наконец внимание на ханеянку. Однако что же Он говорит? – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Казалось бы, отказ выражен достаточно ясно. Но такой ответ израильского Мессии не обескураживает уверовавшую в Него язычницу: напротив, она подходит ближе и, как будто ничего не произошло, повторяет: «Господи, помоги мне!» Тогда Христос произносит фразу, чуждую всякой толерантности и политкорректности: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Он называет иудеев детьми (очевидно, детьми Божьими), а язычников – псами.

Конечно, Спаситель в этих словах не выражает свое отношение к язычникам: Он лишь говорит то, что сказал бы любой правоверный иудей, уверенный в избранности и исключительности собственного народа в сравнении с прочими народами, не знающими Единого Бога. Возможно, женщина почувствовала, что строгий тон не соответствует любящему и сострадающему сердцу Иисуса, и она продолжает свои просьбы, смиренно соглашаясь с оскорбительным наименованием: «Да, Господи, мы, язычники, – псы, это правда. Но ведь и псы едят крошки, падающие со стола их господ».

Женщина выдержала испытание. Ее вера оказалась крепкой, а надежда – непоколебимой. Забыв о себе, она выпрашивала, вымаливала исцеление для близкого, дорогого ей человека. И Сын Божий перед своими учениками (а может быть, тут были и другие люди) засвидетельствовал великую веру хананеянки и исцелил ее дочь.

Подобное нередко бывает и в нашей жизни: мы усердно просим Господа о чем-то, весьма важном для нас, а порой – и не о себе, и не для себя. Но Господь не спешит исполнять нашу просьбу. Как Он испытывал веру хананеянки, так Он испытывает и нашу веру: не отступися ли после первой неудачи? не опустим ли руки? не разочаруемся ли? И если не выдержим испытания – грош цена нашей вере и нашей молитве. Но если будем неотступны, если будем тверды в своем уповании, если со смирением и надеждой будем просить вновь и вновь, сознавая свое недостоинство, но памятуя вместе с тем о всемогуществе Божием, а главное – о Его любви к нам, тогда наше прошение, будучи исполненным, принесет нам самим немалую пользу, способствуя духовному возрастанию и укреплению.

В неделю 17-ю по Пятидесятнице – Мф 15:21–28 (зач. 62):

В те дни Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Сегодняшнее евангельское чтение совсем небольшое по объему. Что же, это хорошо: есть надежда, что мы сможем целиком охватить его взглядом.

Господь еще недавно был в Иудее и обличал фарисеев. Теперь же он отправляется в окрестности Тира и Сидона – знаменитых финикийских городов, славившихся в прежние времена своей морской торговлей. Но жители этих земель были язычниками. И вот, как повествует евангелист, женщина-хананеянка стала идти вслед за Спасителем и Его учениками, взывая к Нему о помощи. Просила она не за себя (будь так, у нее, может быть, не достало бы смелости и дерзости обращать на себя внимание Учителя), но за свою дочь, которая была одержима бесом и испытывала из-за этого немалые страдания. Что же Спаситель? Он молчит. На первый взгляд, это жестоко. Но Господь, ведая тайны каждого человеческого сердца, знал, что эта женщина способна вынести и Его молчание, и Его –резкое и жесткое – слово.

Апостолы просят: отпусти ее. Трудно сказать, сочувствовали ли они несчастной матери или же, подобно неправедному судье из притчи, ходатайствовали о ней перед Учителем просто потому, что хотели избавиться от ее криков. Так или иначе, Господь обращает наконец внимание на ханеянку. Однако что же Он говорит? – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Казалось бы, отказ выражен достаточно ясно. Но такой ответ израильского Мессии не обескураживает уверовавшую в Него язычницу: напротив, она подходит ближе и, как будто ничего не произошло, повторяет: «Господи, помоги мне!» Тогда Христос произносит фразу, чуждую всякой толерантности и политкорректности: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Он называет иудеев детьми (очевидно, детьми Божьими), а язычников – псами. Конечно, Спаситель в этих словах не выражает свое отношение к язычникам: Он лишь говорит то, что сказал бы любой правоверный иудей, уверенный избранности и исключительности собственного народа в сравнении с прочими народами, не знающими Единого Бога. Возможно, женщина почувствовала, что строгий тон не соответствует любящему и сострадающему сердцу Иисуса, и она продолжает свои просьбы, смиренно соглашаясь с оскорбительным наименованием: «Да, Господи, мы, язычники, – псы, это правда. Но ведь и псы едят крошки, падающие со стола их господ».

Женщина выдержала испытание. Ее вера оказалась крепкой, а надежда – непоколебимой. Забыв о себе, она выпрашивала, вымаливала исцеление для близкого, дорогого ей человека. И Сын Божий перед своими учениками (а может быть, тут были и другие люди) засвидетельствовал великую веру хананеянки и исцелил ее дочь.

Подобное нередко бывает и в нашей жизни: мы усердно просим Господа о чем-то, весьма важном для нас, а порой – и не о себе, и не для себя. Но Господь не спешит исполнять нашу просьбу. Как Он испытывал веру хананеянки, так Он испытывает и нашу веру: не отступися ли после первой неудачи? не опустим ли руки? не разочаруемся ли? И если не выдержим испытания – грош цена нашей вере и нашей молитве. Но если будем неотступны, если будем тверды в своем уповании, если со смирением и надеждой будем просить вновь и вновь, сознавая свое недостоинство, но памятуя вместе с тем о всемогуществе Божием, а главное – о Его любви к нам, тогда наше прошение, будучи исполненным, принесет нам самим немалую пользу, способствуя духовному возрастанию и укреплению.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: