Кризис литургического благочестия

|
21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась вторая открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой». «Правмир» предлагает читателям краткое изложение этого выступления.

Кризис литургического благочестия

Слово «кризис» происходит от греческого κρίσις – поворотный пункт, решающий момент. Любой кризис может привести как к росту, так и к распаду, в зависимости от того, как мы отвечаем на этот вызов.

Богослужебный кризис возникает, когда внешние формы продолжают существовать, но перестают исполнять свои функции.

Примеры внешних форм в богослужебной системе византийского обряда:

Часы богослужение суточного круга. Когда служатся часы, например, 3-й и 6-й перед литургией, то обычно в это время священник совершает исповедь, люди ставят свечи, хор устаивает спевку и так далее. Внешняя форма продолжает существовать, но перестает исполнять свои функции, свое назначение.

Казалось бы, можно предложить не совершать часы, как, например, они не совершаются у греков, но мы настаиваем на исполнении внешней формы. При этом ежедневное переживание памяти о страстях Христовых у нас отсутствует.

Пассия. Замена того, что уже есть в уставе – службы Страстной пятницы.

Благодарственный молебен. Сразу после Евхаристии служится благодарственный молебен. Зачем, когда только что была Евхаристия? Причем в это время можно наблюдать, как активизируются верующие, для многих это благодарение понятнее Евхаристии.

20150321-IMG_0756

Анамнеза (anamnesis) 

В чем цель божественной литургии? Сам Господь говорит об этой цели: «сие творите в Мое воспоминание». Цель – воспоминание, анамнеза. Но возможно ли каждое воскресение быть в храме за литургией и не сотворить этого живого воспоминания, соделанного ради нашего спасения Троичным Богом?

Вполне возможно, это происходит, когда мы не слышим центральной молитвы – Анафоры. Очень часто за богослужением Анафора не произносится вслух, у нас принято тайное чтение евхаристической молитвы.

Но для кого написана эта молитва? Если мы считаем, что для Бога – это богохульство, Богу не нужно напоминание об истории нашего спасения. Эти тексты написаны для созидания Церкви, для нас.

20150321-IMG_0819

Анамнеза как цель Евхаристии включает в себя и неизменяемую часть Церковного предания, и изменяемую:

Неизменяемая часть – содержание нашей веры. Откровение Бога о Своей Церкви и о Себе вне времени.

Изменяемая часть – тот способ как передается неизменяемое содержание Церковного предания в культурном и историческом контексте. То, как осуществляется анамнеза в обществе верующих, как она передается от человека к человеку.

20150321-IMG_0777

Слово и символ в богослужении

Как известно, передача анамнезы происходит на языке. Господь не говорил с апостолами на греческом языке, даже текст Священного Писания, принятый нами, – это перевод, интерпретация, продукт церковного ума и веры

Поэтому творение анамнезы предполагает, что богослужение понятно, что язык его вразумителен. Слово стоит в центре Откровения – «И Слово плоть бысть». Мы называем Словом Спасителя.

Апостол Павел в 14 главе 1-го послания к Коринфянам рассуждает об этом:

«Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».

Апостол не видит пользы в непонятном языке, если другие не назидаются. И конечно, мы не можем назвать апостола Павла обновленцем, хотя он настаивал, чтобы служба была понятна.

В византийской системе богослужения слово сочетается с образом. Богослужение состоит из образов, символических действий и объектов. Любая литургия символична. Это не означает, что она не действует по-настоящему. Слово «символ» означает «скидываю вместе», то есть скидываю одну реальность с другой.

Через символ невидимый мир сходится с видимым. В Церкви нет грани между небом и землей, все смешивается, небо и земля встречаются. И особенно явно происходит эта встреча в литургическом действии.

Все в Церкви происходит благодаря, на основе боговоплощения. Божественное и человеческое соединяется в Одном Богочеловеке, и на основе таинства боговоплощения становится возможным и наше обожение через общение с Ним.

Символ (или образ, или икона) и слово должны идти рука об руку в богослужении. Символическое действие должно сопровождаться словом, которое объясняет действие. Но к сожалению, мы часто видим только действие, но не слышим слово.

20150321-IMG_0742

Мистагогия 

Мистагогия – введение в таинство, в жизнь Церкви. Наставление, объяснение для готовящегося ко крещению, или только что крестившегося, таинства Крещения и Евхаристии.

И византийский обряд предполагает, что мы проходим мистагогию. Но многие никогда не проходили эту подготовку, а те, кто были крещены во младенчестве, не имеют таких крестных, которые бы провели мистагогию. В результате мистагогическое поучение не функционирует.

Историческое поучение также не присутствует сегодня в Церкви. Должно быть и историческое введение в таинство, рассказ о том, какова история того или иного чина. При этом важно знание, что Церковь существует на этой земле во времени, а бытие Церкви во времени означает изменение.

20150321-IMG_0855

Опасность упрощения

Литургия – это встреча Бога и человека. И слово Божие нам дано для того, чтобы мы его слышали понимали и возрастали через него.

Есть религии, которые учат, что слово не важно – идол ничего не отвечает на жертву. Человек приносит жертву не для общения, а чтобы защититься от чего-то, от явлений природы, например. И религия здесь – это формальность, которая обеспечивает человеку страховку.

А в христианском богослужении происходит живое общение через осмысленное слово. И если мы не входим в живое общение с Богом, чтобы возрастать в Духе Святом, чтобы соделаться сосудами Духа Святого, то мы превращаем наше богослужение в язычество. Мы просто совершаем формальности, чтобы получить защиту.

И Крещение – это не просто очистительное омовение, принятие ванны. Крещение – это смерть и новое рождение во Христе. А враг нашего спасения хочет превратить нашу веру в магию, минимизировать нашу веру.

20150321-IMG_0785

Участие в богослужении 

Происходит ли активное участие верующих в богослужении? На каком уровне мы участвуем в действе, которое происходит на богослужении, будь то часы, всенощная или литургия? Или в алтаре происходит что-то свое, а в народе – другое, и в результате происходит полный разрыв.

Примеры разрыва, не участия в богослужении:

  1. Поиск суррогатов, замена богослужебного действия чем-то другим, более понятным, доступным (например, исповедью или молебном).
  2. Безразличие к слову (как богослужебному, так и Божию) из-за его непонятности.


20150321-IMG_0774

20150321-IMG_0816

20150321-IMG_0853


20150321-IMG_0879

20150321-IMG_0839 20150321-IMG_0879 20150321-IMG_0869 20150321-IMG_0942 20150321-IMG_0936 20150321-IMG_0827 20150321-IMG_0972 20150321-IMG_0921 20150321-IMG_0913 20150321-IMG_1002 20150321-IMG_0898 20150321-IMG_0979 20150321-IMG_0928Читайте также:

Просветительский лекторий портала «Православие и мир» работает с начала 2014-го года. Среди лекторов – преподаватели духовных и светских вузов, учёные и популяризаторы науки. Видеозаписи и тексты всех лекций публикуются на сайте.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Интернет в нашей жизни: как слово наше отзовется

Как изменилась наша жизнь из-за Интернета?

Инокиня Васса (Ларина): Спасение в большом городе

Как не сойти с ума от неопределенности? Как спасаться в городе? Как жить в окружении неверующих?