Как реагировать на критику Церкви

«Напишу многобуквенный пост на тему, которую считаю крайне важной и знаковой. Эти размышления являются моей личной рефлексией на тему обсуждения внутрицерковных проблем в православной части интернет-сообщества…» Священник Дионисий Костомаров анализирует, почему критикуют Церковь и каким может быть адекватный ответ со стороны верующих.

Победоносные 72%

Вспомним 1988 год. Время празднования тысячелетия христианства на Руси, ставшее поворотной страницей в истории Русской Православной Церкви ХХ века. В СССР впервые публично зазвучали еще робкие голоса о том, что в истории христианства наличествуют белые страницы. Были канонизированы выдающиеся исторические личности — как, например, Димитрий Донской и Андрей Рублев. На телевидении стали появляться священники, предсмертным светом заходящего солнца в широкую общественную жизнь входил выдающийся протоиерей Александр Мень…

Ситуация менялась быстро и, казалось, почти чудесно: если по данным статистических опросов начала 1980-х более 90% комсомольцев признавали себя атеистами, в середине 90-х уже 50% населения считали себя православными христианами.

Пик пришелся на 2007 год, когда к числу прихожан РПЦ себя относили победоносные 72% населения нашей страны.

Страна статистически победившего христианства

Что позволило совершить столь быстрый переворот от атеистического государства с неверующей молодежью до страны статистически победившего христианства?

На мой взгляд, ключевыми являются два фактора. Первый из них есть аморальность отношения к Церкви после революции. Расстрелы и аресты духовенства, закрытие и разрушение храмов, прямое насилие над верующими — к моменту падения СССР нимб новомучеников и исповедников освящал лик нашей Церкви, и в этом свете выглядели «якоже небывшими» многие внутрицерковные падения и проблемы.

Казалось, достаточно открыть храмы и христианство преобразит общество. Совсем редки были призывы к осторожности. (И тут я вновь вспомню протоиерея Александра Меня, который шутил, что, «может быть, и хорошо, что нас на телевидение не пускают, вот пустят — и опростоволосимся»).

Вторым фактором я вижу крайне низкий уровень интеллектуального противостояния Церкви. Многочисленные кафедры научного атеизма так и не смогли придумать что-то более глубокое, чем бесконечный пересказ цитат отцов марксизма и антицерковные высказывания Владимира Ильича Ленина. Фундаментом антицерковной общественной мысли было построение образа недалекого верующего человека, ведомого и обманутого нравственно разложившимся и внешне отталкивающим священником.

Научившиеся защищаться

Важно отметить, что в Западной Европе ситуация была совершенно иной: на фоне отсутствия насильственных гонений католические и протестантские общины находились в атмосфере интеллектуальной свободы, следствием которой становилось все более открытое обсуждение острейших церковных проблем (громкие скандалы и разоблачения священников-педофилов, расследования финансовых махинаций и так далее).

Критиковать Церковь во многих кругах (журналистика, кинематограф, новые направления социальной и культурной жизни) стало чуть ли не правилом хорошего тона. Умнейшие люди своего времени на прекрасном философском языке обосновывали агностицизм гуманистического оттенка: вот Жан Поль Сартр и Альбер Камю; Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм. Volens-nolens Церковь на Западе была вынуждена учиться защищаться без возможности заткнуть рот оппонента обещаниями небесных кар или силой административной власти. Это, в конечном итоге, во многом подняло интеллектуальный уровень священника.

Фото: РИА «Новости»

Фото: РИА «Новости»

Критика изнутри

Стоит вернуться к России. Возвращение Церкви в жизнь общества в девяностые и двухтысячные годы выразилось в открытии тысяч восстановленных и новопостроенных храмов, возрождении древних монастырей, появлении в поле общественной жизни человека в рясе и с крестом. Однако на деле возвращение оказалось не столь победоносным, как можно подумать, глядя на цифры статистики. Например, при 72% номинальных православных пасхальную службу посещает не больше 4% верующих.

Церковь все больше критикуют, но уже не только извне, но и изнутри.

Снова и снова публикуются грустные тексты, обращающие внимание на множество реальных проблем церковной жизни: опасность попасть в атмосферу насилия над личностью от духовника (звучавшие даже с трибун церковных соборов слова об опасности «младостарчества»); психологические травмы при воцерковлении; примитивные манипуляции человеческой волей через чувство вины.

Этот список может быть очень широк, и за каждым словом в нем — трагедия настоящих слез и изломанных жизней.

База для преображения

Разумеется, подобная ситуация не может не пугать думающего человека. Как же стоит реагировать на подобные темы? Бояться и стараться уйти от них через отрицание проблем или административный нажим? Или попробовать каждую обсуждать с болью и открыто?

Ответ, здесь, кажется, очевиден. Учиться на своих ошибках, видеть чужую боль, не проходить мимо сложных ситуаций и вопросов есть базовые христианские добродетели. Реагировать на критику спокойно и без пены у рта, учиться принимать ее справедливые части и исправлять их — база для преображения.

Большинство православных христианских общин в нашей стране очень молодые, имеют не больше 25 лет своей истории. А 25 лет — прекрасное время для того, чтобы прислушиваться к критике, развиваться интеллектуально и морально, приносить первые плоды молодого сердца.

Куда хуже, если в 25 человек уже старик, любящий поучить других из горделивого образа несправедливо присвоенной себе святости.

Честно задумаемся: какой образ нам ближе, и это ответит на множество вопросов и даст верное направление для движения вперед.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Сложнее реформ – как нам избавиться от церковных заблуждений?

О том, как нам научиться различать внешнее и внутреннее в Церкви

Неправильная церковь, или Православие и шашки

«Мы – неправильная Церковь. Но другой Церкви у нас нет»

«Болевые точки» православия

Размышления современного христианина