Могут ли у священника быть друзья?

Разговор об особенностях дружбы между священниками и прихожанами продолжает игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Саратов).
Игумен Нектарий (Морозов)

Игумен Нектарий (Морозов)

Священник — тоже человек

Могут ли у священника быть друзья? На первый взгляд, чудной вопрос, такой, что хочется пожать плечами и ответить на него другим вопросом: ну а почему же, собственно говоря, священник представляется кому-то человеком, непременно обреченным на одиночество? И тем не менее порой священника об этом спрашивают. А иногда… А иногда он спрашивает об этом же самого себя.

Впрочем, тут, конечно же, необходимо определиться: о чем именно мы говорим? Каждый священник с кем-то играл в детстве, где-то учился, возможно, где-то работал до принятия священного сана. И, разумеется, с кем-то знакомился, с кем-то сходился более или менее близко, а с кем-то и дружил. И было бы странно, если бы впоследствии люди, ставшие для него когда-то близкими, может быть, даже родными, вдруг куда-то исчезли бы из его жизни и причиной этого стало бы его рукоположение.

Нет, думаю, что у большинства из нас, пастырей, есть друзья, которых мы любим, которыми дорожим и с которыми ни за что не расстанемся — даже в том случае, если перемены, произошедшие когда-то в нас, не произошли в них и наш выбор им непонятен. Нам может быть с ними подчас непросто, но мы их любим, молимся о них и несмотря ни на что рады общению с ними.

Почему? Потому хотя бы, что и они любят нас и нами дорожат. А если речь о друзьях детства, то они еще и помнят нас такими, какими не помнит, наверное, уже никто, кроме, разве что, родителей наших. И этого не перечеркнешь, не отменишь, да и не надо — перечеркивать и отменять.

После хиротонии

Но могут быть и другие друзья — не то, чтобы иного сорта и вида, не то, чтобы менее важные и дорогие для нас… Но в каком-то отношении они действительно иные — поскольку познакомились и сдружились мы с ними уже тогда, когда сделались священнослужителями, когда наш сан, а подчас даже и внешний вид стали тем, что вне зависимости от нашей воли всегда будет отличать нас от всех прочих людей.

И это тоже естественно — то, что у священника появляются друзья и после хиротонии. Естественно, что он остается человеком, способным любить и внушать подобные чувства другим людям. Завязаться такая дружба может по-разному: жизнь — живая и потому непредсказуемая, она постоянно преподносит нам сюрпризы, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова.

А точнее сказать иначе: Промысл Божий о нас всегда удивителен и непостижим. И по Промыслу сему появляются в нашей жизни люди, а в их жизни появляемся мы, и оказывается, что мы друг другу очень нужны или даже необходимы.

И еще, конечно же, у священника не может не быть друзей из числа собратий-пастырей: кто поймет его лучше, чем собрат по служению, кто сможет так поддержать, иногда — утешить, иногда — вразумить?

Неудобная дружба

Почему же тогда все-таки рождается, почему задается вопрос: «а могут ли быть у священника друзья?». Наверное, в первую очередь, спрашивая об этом, люди имеют в виду возможность дружбы священника с его прихожанами — очевидно, именно она представляется наименее «удобной», наименее вероятной. Отчего так?

Отчасти оттого, что священник на приходе представляется личностью если и не уникальной, то совершенно особенной, далеко отстоящей от всех прочих людей, этот приход составляющих. Он совершает богослужение, произносит проповеди, исповедует, наставляет в жизни духовной, разрешает недоумения в жизни повседневной.

И он не просто взял это на себя сам, нет, ему эти обязанности и вместе с тем права даны в момент его священнической хиротонии, по дару Божественной благодати. В этом и заключается его «особенность», это и заставляет думать, что с ним, таким «особенным», дружба невозможна.

Мне лично такое представление видится совершенно неверным. Могут ли отец или мать быть другом для своего ребенка? Однозначно да. С одной, пожалуй, оговоркой: если они при этом не забывают, что они не только друзья, но и родители, и если об этом не забывает так же и сам ребенок.

Без фамильярности

Вот то же самое, наверное, можно сказать и про священника: у него могут и, я бы даже сказал, должны быть друзья из числа прихожан. Но в этой дружбе не должно быть места фамильярности — ни с одной, ни с другой стороны. Должна присутствовать память об ответственности за людей, которых тебе поручил и за которых с тебя спросит Господь.

Должна поэтому быть и определенная дистанция, линия, которую не переходишь ты сам и которую не переходят другие люди: она необходима потому, что в тебе есть некая тайна, область того, к чему и сам ты должен относиться с благоговейным удивлением: это благодать священства. Если не будет дистанции, это будет удобно пренебрегаться и забываться — и тобой, и другими людьми, и ничего хорошего из этого не выйдет.

Дружба помогает быть пастырем

Священник обязан быть «старше», разумней, ответственней, у него гораздо меньше прав на обычные человеческие ошибки и совсем нет прав на поступки необдуманные и легкомысленные. Ведь он пастырь, пастух, который должен пасти стадо словесных Христовых овец. И если иногда ему хочется хоть ненадолго стать «младше», сбросить с себя то бремя, которое лежит на его плечах постоянно, «побыть, как все», то желание это нужно всеми силами отсекать: исполнишь его — и без вреда для тебя самого и для паствы твоей не обойдется.

Это не может не налагать определенный отпечаток на взаимоотношения священника с его друзьями-прихожанами, их дружба и возможна лишь при понимании этой реальности с обеих сторон.

Еще в большей степени необходимо соблюдать подобные правила в случае, если речь идет о женщинах: слишком часто священник становится для женщины одинокой и «непонятой» самым близким, самым понимающим, самым идеальным… мужчиной. И если не помнить об установлении дистанции, не блюсти себя, не придерживаться определенных правил, а общаться «просто», «как все», то польза от такого общения будет весьма и весьма сомнительной.

…У священника, повторюсь, могут и должны быть друзья — самые разные, «старые» и «новые». И главный критерий истинности пастырской дружбы, на мой взгляд, таков: она не мешает ему быть пастырем, а, напротив, помогает. Так и никак иначе.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи