Коммунисты: гонимые ради лжи

|

Неделю назад был праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. Вчера — Соборы Рязанских и Сибирских святых. В этот же день в 1919 году был расстрелян крестный ход в Астрахани во главе с архиепископом Астраханским Митрофаном, а менее чем через месяц мы будем вспоминать святых страстотерпцев — семью последнего русского императора…

Вся история Церкви — это история мученичества и гонений. И всё же, несмотря на это, при соприкосновении с этой историей скорбь смешивается с одним лишь христианам понятной радостью. Люди знали, за Кого они умирают. Им было ведомо непостижимое для других счастье. Их жизнь была прожита не зря.

Фото: neversmile, photosight.ru

Фото: neversmile, photosight.ru

Сегодня мне хотелось бы вспомнить о других людях — о тех, кого не принято не только поминать, но и вспоминать.

О тех, кто тоже прошёл репрессии, гонения, лагеря, кто тоже страдал, но при этом не заслужил не только нашего почитания, но и сочувствия.

О тех, кто свято и жертвенно верил в ложь и принёс свою жизнь в жертву идолу, затем его поглотившему. О тех, в чьих мучениях и смерти нет отблеска тихой христианской радости и светлой надежды. О людях, служение и боль которых так и остались в тёмной беспросветности.

Мы, православные, редко задумываемся и не всегда ценим, что нам выпало в жизни удивительное счастье — верить в Того, Кто никогда не предаст. В живого Бога-Любовь, Который если и не заступится, то всегда утешит, если и не избавит от страданий, то будет сострадать вместе с нами.

И потому нам трудно представить сейчас, как можно с религиозным поклонением, со всем отведённым человеческой природе альтруизмом верить в систему, в идею, боготворить других людей — грешных и страстных, не способных ценить верность и преданность.

При слове «НКВД» нас охватывает негодование и ужас. Мы не понимаем современных коммунистов и уж тем более не хотим понимать тех, советских гонителей Церкви и разрушителей храмов. Недавно мне попался на глаза отрывок из письма одного советского солдата времён Великой Отечественной, который, оказавшись в тылу, просил об отправке его на передовую:

«Нет сил дальше терпеть такое положение, когда заставляют находиться за тысячи километров от так близкой к сердцу великой битвы родной мне Красной Армии, в рядах которой я нахожусь третий год. Я уверен и уверяю, что на любом месте в рядах действующей армии я могу быть полезнее, чем здесь. А если эту пользу для Родины придется принести ценою жизни — отдам ее без колебаний и смело».

Люди шли на смерть с коммунистическими песнями, бросали родные дома, отправляясь на коммунистические стройки, вешали над кроватями портрет Сталина вместо иконы. Глядя на их фанатичную и жертвенную веру, сегодняшние молодые коммунисты начинают ностальгировать по Советскому Союзу.

Не романтика революционности говорит в большинстве из них, а патриотизм, боль за страну, лёгкая зависть собственным дедам, которые пусть и жили тяжело, но имели возможность любить Родину и не казаться при этом «белыми воронами». «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина», — эта надпись была нацарапана на стене Брестской крепости.

Это мы — сегодняшние — понимаем, что в этой чистоте и самопожертвовании людей была вовсе не заслуга коммунистов. Это мы, особенно те, кому выпало счастье креститься осознанно, знаем, что человеческое сердце с зароненным в него богоподобием не может не любить и не искать в жизни того, чему эту жизнь нужно будет посвятить.

Мы осознаём, что заложенную в природу человека религиозность коммунисты украли, повернули на себя, взяв у своих соотечественников то лучшее, что им не принадлежало — религиозное поклонение. Но наши деды, большинству из которых с детства вдалбливали, что Бога нет, не могли этого знать.

Мы не знаем теперь, сколько их было — молодых НКВДшников, мечтавших положить жизнь на служение самой большой для них святыне — Родине. Идеологических работников, партийных функционеров, политруков. Да, среди них, безусловно, были и подлецы. Точно так же, как были и искренние романтики, желавшие погибнуть за страну и народ в бою или в разведке…

А потом, когда начались репрессии, под их каток попали, как водится, самые лучшие. Самые честные, принципиальные и идейные — те, кто не желал участвовать в травле и клевете, не желал прогибаться и участвовать в соглашательстве с ложью, не умели льстить и не хотели расстреливать невинных. И кто, как правило, работал хорошо и честно.

Как и христианские мученики, они теряли свободу, здоровье, а зачастую — и жизнь. Но помимо этого они теряли ещё главное содержание их жизни — веру. В то, что составляло главный смысл и содержание их жизни, на что они положили лучшие годы, чему беззаветно служили.

Холодные и безликие идолы показали свою истинную сущность. Своих служителей расстреливали и гноили в лагерях зачастую те же, кто ранее внушал им, что именно эта служба является для них призванием и главной жизненной задачей. Спрашивать за этот роковой обман было уже не с кого…

В небезызвестном фильме Михалкова «Цитадель» эта трагедия отчасти показана в одной пронзительной фразе: «Когда свои же, Маруся, свои!!!» Наши мученики страдали за правду, за Христа, зная, на что идут. Страдали от чужих.

Эти люди, часто в жизни гнавшие Христа, страдали за ложь — и от своих. Наши исповедники несли свой крест для торжества своей веры. Наши гонители своими страданиями разрушали и подрывали свою веру.

Я не оправдываю сейчас тех, кто верил в ложь, но судить их тоже не могу. Слишком многое они выстрадали, и слишком силён был удар, который им пришлось пережить. Не просвещённые Христом, не имеющие дара различения добра и зла, они поверили талантливой подмене, превратив в подмену всю свою жизнь.

Страдания — в подмену исповедничества. Человекоугодие — в подмену служения. Трагическую смерть — в подмену мученичества.

Я просто хочу, чтобы, поминая то одних, то других наших святых, мы сегодня вспомнили и тех, кто был обманут и слишком страшно расплатился за свои заблуждения.

О верящих в ложь и гонимых ради лжи или ради какой-то конкретной, ситуативной правды. Потому что, даже если они в конце жизни так и не пришли к осознанию истины, они, как ни парадоксально, тоже внесли свой вклад в нашу проповедь — ведь именно они своим примером показали лживость безликих идолов.

Да, надо любить Родину и надо служить народу, но ничто человеческое на этом свете не заслужило религиозного поклонения. Те, кого предал собственный кумир, показали этим всему миру истинное лицо кумира-предателя. И уже за это мы, сегодняшние, должны быть им благодарны.

Фото: Мilinkovic Marina, photosight.ru

Фото: Мilinkovic Marina, photosight.ru

Я смотрю на растущее количество молодых коммунистов. Большинство из них — честные, болеющие за Россию люди, желающие наполнить свою жизнь хоть какой-то идеей в противовес сегодняшней безыдейности. Некоторые из них — мои друзья.

Я понимаю их порывы и разделяю их боль, и потому прошу их обратиться хотя бы к проповеди таких же, как они — искренних коммунистов. Пусть люди либеральных взглядов в глазах этих ребят не заслуживают того, чтобы к ним прислушаться, но чем заслужили такое невнимание со стороны «соверующих» — нынешних коммунистов – их собратья, гонимые ради лжи?

Смерть христианских мучеников напрасной не бывает, но если ошибки, боль и разочарование тех, других людей, не христиан, цена, которую они заплатили за свои заблуждения, не смогла никого предостеречь, то в их смерти не остаётся уже никакого смысла.

Читайте также:

Может ли быть “Христианский коммунизм”?

Протоиерей Лев Семенов: Чем коммунистические идеи привлекают молодежь?

Троицкая суббота у памятника репрессированным

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Святой Патриарх Тихон: Без лукавства и святошества

Светский стиль общения Патриарха Тихона, его склонность к юмору подчас даже раздражали консервативное монашество

Комсомольский шабаш во Дворце пионеров

Пока одни плакали по жертвам репрессий, другие повязывали детям красные галстуки

День жертв политических репрессий. На помойке истории

Протоиерей Игорь Прекуп сомневается, что нам действительно нужна память о репрессиях

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: