Кресло святителя Иоанна Шанхайского (ФОТО) (Дополнено)

В октябре 2009 года  на Донбасс прибыли Сергей Георгиевич Кальфов с супругой и ключарь Сан-Францисского собора протоиерей Петр Перекрестов. Они прилетели, чтобы передать в дар Свято-Успенской Святогорской Лавре уникальную реликвию, которая тридцать лет хранилась в семье Кальфовых.

«Мой отец служил чтецом при святителе Иоанне Шанхайском, – рассказал Сергей Георгиевич в интервью «Донбассу Православному». – Когда святитель умирал, мой папа был рядом с ним. Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. Спустя какое-то время приход стал испытывать материальные трудности – и кресло хотели продать.

Мой отец забрал это кресло, потому что не хотел, чтобы такая святыня хранилась в чужом месте. С тех пор кресло и облачение святителя Иоанна Шанхайского хранились в нашей семье как особо дорогие реликвии. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя…»

Спустя несколько дней, 11 октября, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру съехались тысячи паломников. Акт передачи мощей и личных вещей святителя состоялся после окончания литургии во время торжественного молебна святителю Иоанну.

Все святыни, полученные монастырем, будут находиться в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, который строится в селе Адамовка на месте дома семьи Максимовичей. До окончания строительства храма они хранятся в Святогорской Лавре.

P.S. по мотивам дискуссии в интернете

Правда ли, что верующие Донбасса поклонялись креслу?

Нет, это неправда. Кресло никто не обожествлял, относятся к нему как к личной вещи, принадлежавшей святому. Для поклонения его никто не выставлял, не выставляет и выставлять не будет.

«Кресло святителя Иоанна Шанхайского сейчас находится в ризнице Свято-Успенской Святогорской Лавры. Когда будет достроен храм в честь святителя Иоанна на его родине в с. Адамовка, этот предмет, связанный с его жизнью, планируют поставить там как напоминание об этом угоднике Божием», – пояснил секретарь Свято-Успенской Святогорской Лавры игумен Лазарь (Терещенко).

Что же произошло на самом деле?

«11 октября 2009 года состоялась передача личных вещей святителя Иоанна Шанхайского (епитрахиль, поручи, омофор, а также кресло, в котором умер святитель) и иконы с частицей его мощей в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. Все эти вещи были вынесены для всеобщего обозрения, перед иконой был отслужен молебен святителю Иоанну, после чего верующие приложились к иконе, которая стояла на кресле. Кресло в данном случае служило в качестве аналоя. Речи о поклонении креслу не идёт», – прокомментировал пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.

На фотографиях четко видно, что люди целовали икону святителя, а не кресло. Впрочем, ищущим повода поругать православие атеистам и протестантам иконопочитание также представляется идолопоклонством.

Как это было – в фоторепортаже Александра Шурлакова.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Сергей Кальфов

Сергей Кальфов

Сергей Кальфов, протоиерей Петр Перекрестов, архиепископ Святогорский Арсений

Сергей Кальфов, протоиерей Петр Перекрестов, архиепископ Святогорский Арсений

Протоиерей Петр Перекрестов

Протоиерей Петр Перекрестов

Сергей Кальфов и протоиерей Петр Перекрестов

Сергей Кальфов и протоиерей Петр Перекрестов

Сергей Кальфов

Сергей Кальфов

Сергей Кальфов и протоиерей Петр Перекрестов

Сергей Кальфов и протоиерей Петр Перекрестов

Епископ Алипий (Погребняк)

Епископ Алипий (Погребняк)

 

Протоиерей Петр Перекрестов

Протоиерей Петр Перекрестов

Как реагировать?

Комментирует протодиакон Андрей Кураев:

“Я считаю, что это – вопрос вкуса и вопрос меры. Да, и почитание кресла можно объяснить богословской логикой и церковно-историческими прецедентами. Например, можно сказать: если бы мы знали, что вот на этом диване, на этом одре почивал наш Спаситель, мы тоже дорожили бы этим предметом, чтили бы его как святыню. Но логика – это такая вещь, которая может завести куда угодно. Самая логическая вещь на свете – бред шизофреника.

Однако, кроме логики, в мире религии есть чувство, в том числе некое ощущение нормы или выхода за ее пределы.
Когда весть о кресле вышла за рамки Святгорской обители, стала очевидна реакция отторжения – и в Интернете, и в реальной жизни. Эти возмущенные чувства уместно спросить: они протестуют потому, что они недостаточно христианские, или они протестуют, потому что они христианские? Или остаточно христианские?

Я как-то нигде раньше не видел такого бережного вынесения священниками на полиелей и на молебен предметов мебели. В московском храме, где я служу, в алтаре стоит скамеечка, которой пользовался святитель Лука Войно-Ясенецкий. Но она просто стоит в алтаре. Мы можем с умилением на нее смотреть, и не более того. И когда кто-то заказывает молебен Святителю Луке, мы не выносим эту подставочку для ног из алтаря.

Я думаю, что, раз есть по этому поводу недоумения (а они очевидно есть), прежде чем предлагать такого рода новизну для жизни нашей Церкви, хорошо бы по этому поводу провести серьезную богословскую экспертизу. Ведь в нашей Церкви есть прецедентное мышление. Однажды допущенное и неоспоренное со временем становится нормой. Хотим ли мы провозгласить догмат почитания домашней утвари и мебели, бывших в употреблении у Святых?

Хотим ли мы затруднить защиту Православия от протестантской критики? Проблемы это новшество несомненно создает. А вот плюсов я не вижу. Не понимаю, чем обогатило литургическое изнесение кресла и прежде того бывшую полноту духовной жизни Донецкой епархии”.

Интенсивность духовной жизни Донецкой епархии с точностью до градуса измерить невозможно. Но факт остается фактом: с началом строительства скита Святогорской Лавры в Адамовке вымирающее село начало оживать.

“Что вышло экстравагантно, не спорю, но молебен служился перед иконой и мощами святого. Кроме того, если в Сарове огромным почитанием была окружена келлия, в которой преставился св. Серафим, то чем принципиально отличается место преставления другого великого святого?” – пишет ЖЖ-юзер ustavschik (клирик Саратовской епархии, член комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства иерей Максим Плякин).

Читайте и смотрите также:

Святой Иоанн босой Шанхайский

Из поучений святителя Иоанна Шанхайского: “Грех подкрадывается незаметно”

Письмо в Америку

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Война и дети (фото)

Никто не знает, сколько детей гибнет по всему миру в локальных конфликтах

Жизнь императора Николая II в фотографиях

Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50…

Шесть приговоров Олега Волкова

Жена и дочь писателя – о страницах его жизни