Кто Он, Иисус из Назарета?

|
Рецензия на книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая. Начало Евангелия» (Москва, 2016).

Новая книга митрополита Илариона (Алфеева) является первой частью задуманного им обширного многотомного проекта, посвященного исследованию жизни и учения Иисуса Христа.

Митрополит Иларион отдает себе отчет в том, что «к настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что… прибавить к сказанному давно уже нечего». Читатель спросит: зачем же тогда пускаться в новое исследование? Автор предвидит такой вопрос и отвечает на него: «Каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти… ответ на вопрос: кто Он?» (с. 6).

Кто Он, Иисус из Назарета? Этот вопрос задавали себе апостолы (Мк. 4:41. Лк. 8:25), над его решением бились Вселенские соборы. Не мудрено, что и в нашем поколении он продолжает волновать сердца и будоражить умы миллионов, что и сегодня люди стоят перед этим неотвратимым вопросом. Владыка Иларион пытается дать на него такой ответ, который был бы убедителен для наших современников, и делает это изнутри церковной традиции, опираясь на весь двухтысячелетний опыт Православной Церкви. Богословский талант вкупе с литературным даром, которым он, несомненно, обладает, позволяет сделать этот ответ внятным как для верующих во Христа, так и для тех, кто еще только ищет истину.

Образ Христа, представленный в Евангелиях, обладает огромной притягательной силой. Эта человечность Иисуса и есть самое великое откровение Бога о Себе. Бог во Христе Иисусе стал человеком, чтобы, как говорит евангелист Иоанн, «явить» нам Бога (Ин. 1:18), а точнее, «объяснить» нам Его (в оригинальном греческом тексте – именно «объяснил», «истолковал»: ἐξηγσατο экзегесато, что блаженный Иероним когда-то гениально перевел на латынь через enarravit, «рассказал»). Интерпретируя евангельские рассказы о Христе, эту «человеческую историю Иисуса», автор воссоздает Его «живой образ… на основании имеющихся источников» и представляет «Его учение так, как оно отражено в Евангелиях» (с. 8). В этом автор совершенно верен церковной традиции понимания Евангелий и истолкования слов и дел Иисуса, потому что «все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям» (с. 8).

 

 

Учение Иисуса, Его жизнь, смерть и воскресение – совершенный и последний рассказ Бога о Себе Самом и о Его отношении к миру и человеку. Задача автора – показать, что для нас это откровение Бога во Христе не менее актуально, чем для непосредственных участников евангельских событий. С этой задачей митрополит Иларион справляется блестяще, его ответы на вопросы, которые он сам себе ставит в предисловии – «что Иисус принес людям?» и «что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, проблемами и трагедиями?» (с. 9) – звучат веско и убедительно.

Исследование митрополита Илариона можно назвать путеводителем по Евангелиям. После критического анализа современного состояния новозаветной науки и обзора источников своего исследования автор обращается непосредственно к евангельским текстам, рассматривая их как сквозь призму церковной традиции, так и в свете современных новозаветных исследований. Эти два аспекта интерпретации соединены в исследовании не механически, а вполне органично, дополняя друг друга в едином целостном истолковании, цель которого – «получить стереоскопическое видение многогранного образа Иисуса и многоуровневую интерпретацию Его учения» (с. 240).  

Автор использует комплексный подход. «Оставаясь… на твердой почве евангельского текста как основного источника достоверных сведений об Иисусе» (с. 79-80), он не пренебрегает и положительными результатами современного научного поиска, а также часто обращается к «ветхозаветной предыстории евангельских текстов и событий», не обходя вниманием и различные толкования, которым евангельский текст «подвергался в церковной традиции и которыми оброс в современной научной литературе» (с. 80).

Во всех книгах митрополита Илариона проявляется редкая способность самые сложные вещи изъяснять просто и доступно. Нет сомнений, эта ясность изложения привлечет и к его новой книге самый широкий круг читателей, новый труд талантливого богослова и выдающегося архиерея найдет путь к умам и сердцам наших современников, поможет многим получить правильный ответ на вопрос о том, кто же такой Иисус Христос и утвердиться в православной вере.

Книгу украшают многочисленные и со вкусом подобранные иллюстрации.

243527-b

Д-р богословия игумен Арсений (Соколов), Associazione Biblica Italiana, Beyrouth, 14/VII-2016 a.D.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

“Труд митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение» можно рассматривать в разных плоскостях: теологической, литературной, этической……

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

Где в Евангелиях грань между историческими фактами и их интерпретацией?

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

По количеству выдвигаемых по Его поводу гипотез ни один исторический персонаж не может даже близко подойти…