Проповедь vs политинформация: о чем говорить с амвона?

|
26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста – величайшего проповедника Церкви Христовой. Необыкновенное слово святителя множество веков проникает в сердца людей, открывая их Богу, укрепляя в вере и наставляя к добродетели. В обличении пороков человеческой души «золотые уста» святителя Иоанна не чуждались иронии и сарказма, придавая его речам беспощадную прямоту и неотразимую реалистичность. А какой должна быть современная проповедь?

Может ли священник обсуждать с паствой острые проблемы общества, говорить о политике, разъяснять подоплеку резонансных событий? Или же Церковь призвана оставаться вне современного общественно-политического контекста, и говорить в храме нужно только о духовном и сокровенном?

О том, возможен ли в проповеди баланс «между небом и землей», говорят украинские священники – протоиерей Владимир Ровинский, настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери, г. Ковель, Волынская обл., протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма в честь святителя Луки Крымского, Винница, и клирик Иоанно-Усекновенского храма Харькова протоиерей Сергий Белянов.

***

 Должна ли церковная проповедь касаться злободневных политических и социальных вопросов?

Протоиерей Владимир Ровинский

Протоиерей Владимир Ровинский

Протоиерей Владимир Ровинский:

– Темой церковной проповеди всегда был и остается Христос в контексте Евангелия, в разрезе благой вести о нашем спасении.

Однако это не означает, что церковная проповедь должна быть исключительно о «внеземном». Даже Бог не захотел совершить спасение человека вне его земного бытия. Поэтому сошел на Землю, принял нашу больную грехом природу, жил среди людских проблем и умер на Кресте от рук человеческих.

Очень хорошо поставлен вопрос – может ли касаться.

Именно касаться и только касаться должна церковная проповедь злободневных политических и социальных вопросов. Касаться так, как касаются ноги земли, когда идут к Небу. Касаться, но не углубляться, не опутываться, не становиться самоцелью.

Протоиерей Владимир Тютенко:

– Прежде всего, проповедь должна быть христианская, евангельская. А христианство не есть что-то оторванное от мира, от жизни человека. Поэтому, конечно, через призму евангельской истины возможна некоторая оценка происходящего в обществе. Но это должен быть именно евангельский, христианский взгляд на события в мире, на те проблемы, которые в нем есть. Это допустимо, возможно. Но не обязательно, что на каждой проповеди нужно говорить на подобные темы.

Проповедь заключается в том, чтобы священник учил людей по-христиански воспринимать себя и свои поступки, христианскому сознанию в отношении общества, семьи, друг друга. Всё это может быть предметом проповеди, и евангельские отрывки на воскресной Литургии могут давать повод говорить о том, как нужно относиться к социальным и политическим проблемам, а не только к личной духовной жизни.

Протоиерей Сергий Белянов

Протоиерей Сергий Белянов

Протоиерей Сергий Белянов:

– Церковь, как организация – это внутригосударственное образование людей, объединенное своими целями и задачами. В нашем случае – это ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.

Люди, которые составляют Церковь, одновременно являются гражданами государства. Их, так же, как и остальных граждан страны, волнуют социальные, политические и экономические вопросы.

Кроме того, Церковь призвана защищать интересы людей, давая оценку взаимоотношений государства и человека, но делает это с точки зрения Евангелия.

Мнение Церкви формируется соборно, учитывая не только мнение священноначалия и прихожан, но и огромный многотысячелетний исторический и духовный опыт.

Могут ли священники с амвона высказывать оценку актуальным политическим и социальным событиям, происходящим в стране, и если да – то как именно? 

Протоиерей Владимир Тютенко:

– Церковь может давать свою оценку, переживая за общество и людей. Это есть пастырское отношение. Пастырь беспокоится об овцах стада Христова. Поэтому, понимая, под каким информационным влиянием находятся люди, и что та или иная пропаганда может уводить людей от церковной жизни, пастырь должен оберегать свою паству и в некоторой степени разъяснять своим пасомым, что же происходит в обществе.

Протоиерей Владимир Тютенко

Протоиерей Владимир Тютенко

Но мы должны заниматься не политической и идеологической пропагандой, а проповедью христианства.

Христианская истина спасительна и благотворна и для мира, поэтому гражданское общество лучше строить на принципах христианской духовности и морали. И государство по-христиански должно относиться к своим гражданам. Даже людям неверующим нужно говорить, что обществу необходимо быть социальным, то есть – не бросать своих людей в беде, на произвол судьбы и на их личное выживание.

Также необходимо учить тому, как христианин должен относиться к обществу и государству, как ему оценивать то, что происходит в мире с точки зрения христианской истины.

Если же политические деятели, к примеру, применяют насилие в своих действиях и призывах, то мы говорим, что это не совместимо с христианством. Такие поступки приведут к еще большей беде, потому что это духовный закон – грех всегда ведет к страданию. Поэтому христианские заповеди попирать нельзя.

Протоиерей Владимир Ровинский:

– Даже при всем желании священника уйти от оценки происходящего в повседневной жизни его паствы, ему это не удастся. Он пастух – пастырь словесных овец Христовых. Священник ест, пьет и получает жалование благодаря погруженным в мирскую суету людям, которых он должен духовно окормлять.

Если та горняя жизнь, к которой пастырь зовет с амвона, будет отделена непроходимой смысловой пропастью от реальной жизни паствы, то он не сможет никого к ней привести. Но… в своих оценках актуальных событий священник не должен дублировать мирских аналитиков.

Если ему, слуге и последователю Христову, нечего добавить – пусть молчит. Если же он, используя амвон и словесные хитросплетения, умножает страсти и вражду среди людей – горе ему. Если же, оценивая происходящее, подражает Христу, изобличает грех и жалеет грешника – пусть будет услышан.

Протоиерей Сергий Белянов:

– Всё, что волнует современного человека, должно обсуждаться в храме, в том числе и происходящее за стенами храма – это условие живой проповеди. Но священник, говорящий с амвона, не имеет права говорить от себя лично. В объяснении Евангелия он руководствуется Богословием, поучениями святых отцов, а в оценке происходящего – соборным мнением Церкви. Такая мудрость необходима, так как никто не застрахован от личных ошибок и оценок. Священник должен выражать соборное мнение Церкви, так как находится на служении Богу.

Каждый священник перед принятием сана дает присягу, как в армии. Он клянется «Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием в том, что желает и при помощи Божией всемерно будет стараться проходить служение во всём согласное со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями священноначалия», и «во всяком деле своего служения иметь в мыслях своих не свою цель или выгоду, а славу Божию, благополучие святой Церкви и спасение ближних». 

Что делать мирянину, если его личная гражданская позиция не совпадает с церковной или личным мнением батюшки?

Протоиерей Сергий Белянов:

– Такое возможно, и ничего страшного в этом нет. Каждый создан Творцом нашим со своей свободной волей. Если мнение человека не совпадает с мнением Церкви, он может оставаться при своем. Время всё равно покажет, кто был прав. Главное – не забывать, что мы приходим в Храм Божий для спасения души. Поэтому гражданская позиция человека в Церкви отходит на второй план.

Что делать с личным мнением такого человека? У него есть возможность обсудить спорные темы с духовником. В любом случае, это не повод оставлять храм и церковную молитву. Этому человеку нужно задуматься, постараться понять, почему Церковь занимает именно такую позицию в данном вопросе. Потому что если мирянин является частью Церкви, то у него должно быть и доверие к соборному голосу Церкви. 

Протоиерей Владимир Ровинский:

– Насколько наше личное мнение соглашается с церковным учением, настолько мы являемся воцерковленными людьми. И наоборот. Церковь не требует от мирян беспрекословного соглашения с ее позицией. Ведь и Бог желает видеть нас свободными. Но степень совершенства нашей свободы проявляется в степени доверия Богу и Его Церкви. Что касается личного мнения батюшки – оно может и должно быть только его личным мнением. Но хорошо было бы, если бы его мнение, прежде других, согласовалось с мнением Церкви.

Протоиерей Владимир Тютенко:

– Церковь состоит из многих людей. Это единый организм, где каждый выполняет свою функцию. И каждая личность имеет свободу воли, и всякого человека ведет Господь Бог и подсказывает, как ему быть.

И хотя любой священник имеет свой взгляд на проблемы общества, совершенно не обязательно, что он об этом будет говорить, а тем более на проповеди.

Потому что у каждого – свой талант. Удел одного – молитва, ему не нужна общественная деятельность, чтобы молитва не разрушилась. Это его личный путь. А другому Господь дал талант проповеди, возможность заниматься общественной деятельностью на христианских принципах. Но внутри Церкви одни люди не должны противопоставлять себя другим и говорить, что вот, они делают правильно, а кто-то поступает неверно. Это прекрасно, что в Церкви есть и молчаливые люди, и те, кто может сказать. Вот она, полнота Церковная, где возможны и разные таланты, и служения!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Святой Иоанн Златоуст – обличитель

Что сказал бы с амвона составитель литургии - Иоанн Златоуст, если оказался бы на им составленной…

Первая проповедь – комом, или Мы все немножко апостолы

Есть ли результат нашей проповеди и в чем его измерить?

Неужели нельзя внятно читать

Епископ Иона о том, что делать, если в храме на службе «всё непонятно» и невнятно читают

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: