Проповедь vs политинформация: о чем говорить с амвона?

|
26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста – величайшего проповедника Церкви Христовой. Необыкновенное слово святителя множество веков проникает в сердца людей, открывая их Богу, укрепляя в вере и наставляя к добродетели. В обличении пороков человеческой души «золотые уста» святителя Иоанна не чуждались иронии и сарказма, придавая его речам беспощадную прямоту и неотразимую реалистичность. А какой должна быть современная проповедь?

Может ли священник обсуждать с паствой острые проблемы общества, говорить о политике, разъяснять подоплеку резонансных событий? Или же Церковь призвана оставаться вне современного общественно-политического контекста, и говорить в храме нужно только о духовном и сокровенном?

О том, возможен ли в проповеди баланс «между небом и землей», говорят украинские священники – протоиерей Владимир Ровинский, настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери, г. Ковель, Волынская обл., протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма в честь святителя Луки Крымского, Винница, и клирик Иоанно-Усекновенского храма Харькова протоиерей Сергий Белянов.

***

 Должна ли церковная проповедь касаться злободневных политических и социальных вопросов?

Протоиерей Владимир Ровинский

Протоиерей Владимир Ровинский

Протоиерей Владимир Ровинский:

– Темой церковной проповеди всегда был и остается Христос в контексте Евангелия, в разрезе благой вести о нашем спасении.

Однако это не означает, что церковная проповедь должна быть исключительно о «внеземном». Даже Бог не захотел совершить спасение человека вне его земного бытия. Поэтому сошел на Землю, принял нашу больную грехом природу, жил среди людских проблем и умер на Кресте от рук человеческих.

Очень хорошо поставлен вопрос – может ли касаться.

Именно касаться и только касаться должна церковная проповедь злободневных политических и социальных вопросов. Касаться так, как касаются ноги земли, когда идут к Небу. Касаться, но не углубляться, не опутываться, не становиться самоцелью.

Протоиерей Владимир Тютенко:

– Прежде всего, проповедь должна быть христианская, евангельская. А христианство не есть что-то оторванное от мира, от жизни человека. Поэтому, конечно, через призму евангельской истины возможна некоторая оценка происходящего в обществе. Но это должен быть именно евангельский, христианский взгляд на события в мире, на те проблемы, которые в нем есть. Это допустимо, возможно. Но не обязательно, что на каждой проповеди нужно говорить на подобные темы.

Проповедь заключается в том, чтобы священник учил людей по-христиански воспринимать себя и свои поступки, христианскому сознанию в отношении общества, семьи, друг друга. Всё это может быть предметом проповеди, и евангельские отрывки на воскресной Литургии могут давать повод говорить о том, как нужно относиться к социальным и политическим проблемам, а не только к личной духовной жизни.

Протоиерей Сергий Белянов

Протоиерей Сергий Белянов

Протоиерей Сергий Белянов:

– Церковь, как организация – это внутригосударственное образование людей, объединенное своими целями и задачами. В нашем случае – это ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.

Люди, которые составляют Церковь, одновременно являются гражданами государства. Их, так же, как и остальных граждан страны, волнуют социальные, политические и экономические вопросы.

Кроме того, Церковь призвана защищать интересы людей, давая оценку взаимоотношений государства и человека, но делает это с точки зрения Евангелия.

Мнение Церкви формируется соборно, учитывая не только мнение священноначалия и прихожан, но и огромный многотысячелетний исторический и духовный опыт.

Могут ли священники с амвона высказывать оценку актуальным политическим и социальным событиям, происходящим в стране, и если да – то как именно? 

Протоиерей Владимир Тютенко:

– Церковь может давать свою оценку, переживая за общество и людей. Это есть пастырское отношение. Пастырь беспокоится об овцах стада Христова. Поэтому, понимая, под каким информационным влиянием находятся люди, и что та или иная пропаганда может уводить людей от церковной жизни, пастырь должен оберегать свою паству и в некоторой степени разъяснять своим пасомым, что же происходит в обществе.

Протоиерей Владимир Тютенко

Протоиерей Владимир Тютенко

Но мы должны заниматься не политической и идеологической пропагандой, а проповедью христианства.

Христианская истина спасительна и благотворна и для мира, поэтому гражданское общество лучше строить на принципах христианской духовности и морали. И государство по-христиански должно относиться к своим гражданам. Даже людям неверующим нужно говорить, что обществу необходимо быть социальным, то есть – не бросать своих людей в беде, на произвол судьбы и на их личное выживание.

Также необходимо учить тому, как христианин должен относиться к обществу и государству, как ему оценивать то, что происходит в мире с точки зрения христианской истины.

Если же политические деятели, к примеру, применяют насилие в своих действиях и призывах, то мы говорим, что это не совместимо с христианством. Такие поступки приведут к еще большей беде, потому что это духовный закон – грех всегда ведет к страданию. Поэтому христианские заповеди попирать нельзя.

Протоиерей Владимир Ровинский:

– Даже при всем желании священника уйти от оценки происходящего в повседневной жизни его паствы, ему это не удастся. Он пастух – пастырь словесных овец Христовых. Священник ест, пьет и получает жалование благодаря погруженным в мирскую суету людям, которых он должен духовно окормлять.

Если та горняя жизнь, к которой пастырь зовет с амвона, будет отделена непроходимой смысловой пропастью от реальной жизни паствы, то он не сможет никого к ней привести. Но… в своих оценках актуальных событий священник не должен дублировать мирских аналитиков.

Если ему, слуге и последователю Христову, нечего добавить – пусть молчит. Если же он, используя амвон и словесные хитросплетения, умножает страсти и вражду среди людей – горе ему. Если же, оценивая происходящее, подражает Христу, изобличает грех и жалеет грешника – пусть будет услышан.

Протоиерей Сергий Белянов:

– Всё, что волнует современного человека, должно обсуждаться в храме, в том числе и происходящее за стенами храма – это условие живой проповеди. Но священник, говорящий с амвона, не имеет права говорить от себя лично. В объяснении Евангелия он руководствуется Богословием, поучениями святых отцов, а в оценке происходящего – соборным мнением Церкви. Такая мудрость необходима, так как никто не застрахован от личных ошибок и оценок. Священник должен выражать соборное мнение Церкви, так как находится на служении Богу.

Каждый священник перед принятием сана дает присягу, как в армии. Он клянется «Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием в том, что желает и при помощи Божией всемерно будет стараться проходить служение во всём согласное со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями священноначалия», и «во всяком деле своего служения иметь в мыслях своих не свою цель или выгоду, а славу Божию, благополучие святой Церкви и спасение ближних». 

Что делать мирянину, если его личная гражданская позиция не совпадает с церковной или личным мнением батюшки?

Протоиерей Сергий Белянов:

– Такое возможно, и ничего страшного в этом нет. Каждый создан Творцом нашим со своей свободной волей. Если мнение человека не совпадает с мнением Церкви, он может оставаться при своем. Время всё равно покажет, кто был прав. Главное – не забывать, что мы приходим в Храм Божий для спасения души. Поэтому гражданская позиция человека в Церкви отходит на второй план.

Что делать с личным мнением такого человека? У него есть возможность обсудить спорные темы с духовником. В любом случае, это не повод оставлять храм и церковную молитву. Этому человеку нужно задуматься, постараться понять, почему Церковь занимает именно такую позицию в данном вопросе. Потому что если мирянин является частью Церкви, то у него должно быть и доверие к соборному голосу Церкви. 

Протоиерей Владимир Ровинский:

– Насколько наше личное мнение соглашается с церковным учением, настолько мы являемся воцерковленными людьми. И наоборот. Церковь не требует от мирян беспрекословного соглашения с ее позицией. Ведь и Бог желает видеть нас свободными. Но степень совершенства нашей свободы проявляется в степени доверия Богу и Его Церкви. Что касается личного мнения батюшки – оно может и должно быть только его личным мнением. Но хорошо было бы, если бы его мнение, прежде других, согласовалось с мнением Церкви.

Протоиерей Владимир Тютенко:

– Церковь состоит из многих людей. Это единый организм, где каждый выполняет свою функцию. И каждая личность имеет свободу воли, и всякого человека ведет Господь Бог и подсказывает, как ему быть.

И хотя любой священник имеет свой взгляд на проблемы общества, совершенно не обязательно, что он об этом будет говорить, а тем более на проповеди.

Потому что у каждого – свой талант. Удел одного – молитва, ему не нужна общественная деятельность, чтобы молитва не разрушилась. Это его личный путь. А другому Господь дал талант проповеди, возможность заниматься общественной деятельностью на христианских принципах. Но внутри Церкви одни люди не должны противопоставлять себя другим и говорить, что вот, они делают правильно, а кто-то поступает неверно. Это прекрасно, что в Церкви есть и молчаливые люди, и те, кто может сказать. Вот она, полнота Церковная, где возможны и разные таланты, и служения!

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Первая проповедь – комом, или Мы все немножко апостолы

Есть ли результат нашей проповеди и в чем его измерить?

Неужели нельзя внятно читать

Епископ Иона о том, что делать, если в храме на службе «всё непонятно» и невнятно читают

Золотые уста архиепископа Иоанна

За что святителю Иоанну оказывается особый почет?