Милостыня для попрошайки: Всегда ли поможет логика?

|
Не то, чтобы наличие нищих на улице было благом – но и считать попрошаек черным беспримесным злом тоже не стоит. Они – наш шанс стать лучше. И рекомендациями, куда им лучше обратиться, и убеждением в том, что «уж я-то мафию не кормлю» тут не отделаешься.
Милостыня для попрошайки: Всегда ли поможет логика?
Фото: tsn.ua

Разговор о соотношении эффективности и человечности в благотворительности продолжается. И иногда он акцентируется на совершенно неожиданных моментах.

Всегда очень интересно наблюдать за тем, как подвергаются сомнению вещи до некоторой степени несомненные, и сталкиваются точки зрения, про каждую из которых можно с полным основанием говорить, что она вполне верна.

Именно так произошло с новым продуктом проекта «Добро.Мейл.Ру» – инфографикой, посвященной извечному благотворительному вопросу «Подавать ли нищим на улицах».

Итак, вот он плакат. На всякий случай добавлю, именно я консультировал его авторов при создании и несу изрядную долю ответственности за его содержание.

С одной стороны, он прост и понятен: действительно, отданная нищему в метро купюра моментально исчезает из поля зрения дарителя, и неизвестно – пошла она на хлебушек, как просили, на пропой или в карман «хозяину» попрошайки. Даритель точно этого никогда уже не узнает.

Более того, не является ни в коем случае секретом ни для кого, что и дети у нищих зачастую чужие, а то и краденые, и собаки под наркотиками, и животы у беременных ненастоящие. С другой стороны – неизвестно, много ли нищих на самом деле нуждаются, и многие ли занимаются этим промыслом добровольно.

Известно, что когда речь начинает идти не о передаче наличных денег, а о более осмысленной помощи – то огромное большинство просящих внезапно исчезает, отказываясь получать необходимые им лекарства, билеты, еду и работу.

Наконец, неоспоримо, что проблему нищенства не победить мизерной случайной милостыней. Более того, милостыней проблема скорее усугубляется – пока добросердечные граждане и гражданочки подают, человек с улицы не уйдет, и работать тоже не начнет.

Всё это – самоочевидные трюизмы для любого кто проработал с просителями благотворительной помощи хотя бы несколько месяцев.

И с этой точки зрения инфографика «Добра» весьма разумна и точна.

Но есть и другая сторона означенной проблемы.

Нищие сейчас – почти единственные нуждающиеся, которые пока еще не спрятаны от глаз жителя мегаполиса. Больные надежно убраны в больницы, сироты – в казенные учреждения, о льготах для многодетных слагаются телевизионные легенды, абсолютно аналогичные такого же рода сказкам о райской жизни инвалидов и счастливой старости ветеранов.

Китайский ширпотреб смазал социальные различия при подходе «по одёжке», а смотреть в чужую тарелку в России испокон веков считалось зазорным.

Не говоря уже о широком распространении в стране социал-дарвинистских идей, выдаваемых за ответственное отношение к жизни: дескать, нет слова «не повезло», есть слова «я лентяй и трус». И всякий оказавшийся на дне – пришел туда по собственной воле.

Транслируемые в легком для усвоения формате бесконечные success stories о чудодейственно упорных, непредсказуемо одаренных, и поздно разбогатевших людях не только пробуждают надежду, что шансы на успех у читателя пока еще есть, но и заставляют его с презрением смотреть на того, кто «сдался» и «сломался».

Не зря распространен именно в мегаполисах странный типаж благотворителя, всей душой вкладывающегося в страдающих четвероногих, но совершенно равнодушного, а то и озлобленного по отношению к представителям Homo Sapiens. Просто потому, что на животное, как ни старайся, не получится навесить ответственность за случившиеся с ним беды.

В результате создается ситуация, когда нищие помимо функции социальных паразитов берут на себя полезную задачу по возбуждению в соотечественниках хотя бы остатков милосердия: сколько ни читай про «мафию бездомных», все равно очевидно, что стоять зимой весь день в промерзшем переходе точно можно только от полного отчаяния, и никуда от этой мысли не деться.

Нищие взывают к самым базовым возможностям сочувствия, обращаются к тому, что еще не отрефлексировано разумом – и этим могут быть ценны для нашего рассудочного времени. Появление образа подлинного страдания способно в некоторых случаях разбудить того, кто живет, не отрываясь от айфона, а вершиной жизненного неуспеха видит необходимость смены формы проведения отпуска с «дорогой заграницы» на «заграницу дешевую».

Не то, чтобы наличие нищих на улице было благом – но и считать попрошаек черным беспримесным злом тоже не стоит. Они – наш шанс стать лучше. И рекомендациями, куда им лучше обратиться, и убеждением в том, что «уж я-то мафию не кормлю» тут не отделаешься.

Потому что есть и еще одна сторона проблемы, тоже скорее внутриличностная, и касается она не просто милосердия, а самого восприятия жертвователем просителя. Кто он для нас, вот этот, с протянутой рукой – равный нам человек, с душой и с мозгами, который оказался в беде, или некое низшее существо, о котором мы, умные и социально опытные, заранее все знаем?

И в том числе, разумеется, знаем, как ему помочь, лучше, чем он.

Это достаточно тонкий момент. Печальная правда в том, что в огромном большинстве случаев реальная помощь может быть оказана только извне.

Нищий просит на «поужинать», а не на «ресоциализацию», и без приложения внешней силы в большинстве случаев не способен выйти из порочного круга «выпросил денег – проел – проголодался – пошел снова просить».

Но и подход «вот тебе вместо ужина карточка профильной организации, они принимают с девяти до восемнадцати тридцати» не то, чтобы оскорбителен –но он изрядно снижает в подаваемой помощи градус человечности: нищий воспринимается тут не как человек, а как абстрактная проблема, с которой должен работать специалист.

Созданная с моим участием инфографика – следствие скорее здорового неприятия работниками благотворительной сферы недостаточно разумного и выверенного подхода к помощи людям.

Так психологи не очень по-доброму настроены к самодеятельным любителям выслушивать чужие жалобы, а профессиональные правоохранители – к разного рода «самооборонщикам».

Инфографика «Добро.Мейл.Ру» учит действительно важным, полезным и разумным вещам, которым правильно следовать. Да, нехватку понимания ситуации правильно компенсировать изучением фактов и логикой – это помогает избежать ошибок. Одновременно это снизит шансы на искренность: логика и факты отчуждают личность от происходящего вокруг.

Потому что человек уникален, а логические построения универсальны, и неважно, я не подал нищему или кто-то другой. А вот пожалеть – это лично моё. Это уникально и по-настоящему.

Очень важно помнить, что сфера отношений между людьми не исчерпывается разумным. Всегда остаётся некоторый люфт, в котором существует чудесное и в котором есть место подвигу и подлинно человеческим отношениям, которые рискованны, но без которых невозможно ничто подлинное. И даже самые разумные правила не должны стоять между человеком и его милосердием.

В Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе, есть один эпизод, в котором Господь несколько парадоксальным образом восстает против милосердия. Когда некая женщина пришла к Нему с сосудом драгоценного масла, омыла этим маслом Ему ноги и вытерла своими волосами, то некоторые из учеников высказались в том ключе, что это бессмысленная трата ценного ресурса, резонно указав, что средства от продажи масла могли бы быть истрачены на помощь нуждающимся.

И в том, что Господь ответил им, мне представляется важной именно фиксация на отношениях в ущерб «правильному подходу»: искренний порыв любящей женщины оказывается нужнее и важнее, чем стремление к разрешению социальных проблем абстрактных в данном случае «нищих».

Не потому что нищих не жалко, потому что разного рода проблемы есть и будут всегда. А проявить то, что действительно проснулось в душе, сделать нечто подлинное из самой глубины сердца – другого шанса может и не выпасть.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Про Эру Милосердия

Коля покусился на наше священное право ненавидеть и не быть милосердными к врагу

Он не ходит, но мечтает стать капитаном дальнего плавания

И теперь моряки со всего света шлют открытки в Оренбург

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: