Митрополит Макарий и его святые современники

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 11, 1996
Редакция поздравляет архимандрита Макария с награждением его орденом св. благоверного князя Даниила
Митрополит Макарий и его святые современники

На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта).

70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября)1.

Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе.

Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

Все это дает основание для проведения параллели между нынешними событиями и событиями середины XVI века. В 1547 г. в Москве состоялся Собор, на котором “уставили… праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими различными чудесы и знаменми, и не бе им доднесь соборного пения, мы же установиша на том Соборе праздновати по преждеуложенному уставу святых отец…”2. Разъехавшись, участники Собора стали собирать материалы для последующей канонизации русских святых. Об этом говорит царь Иоанн Грозный в своей речи на Стоглавом Соборе в 1551 г.: “Мы же о сем молим святители всего нашего Российского царствия… койждо во всяких пределах порученных им… известно пытати и обыскивати… где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении от коликих времен и в каковы лета, святителие же убо от радости духовныя от вожделения сердечнаго и от начинания и повеления нашего моления вскоре собирают каноны и жития и чудеса тех великих святых новых чудотворцев… И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и честныя архимандриты и игумены собиратися в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту”3. Так состоялся второй Макарьевский Собор 1549 г., на котором был прославлен новый лик русских святых4.

После Соборов 1547, 1549 гг. Русский Месяцеслов значительно пополняется праздниками в честь русских святых. В это время было написано много служб и житий русским подвижникам. Вместо существовавших старых житий создаются новые редакции, составляются похвальные слова. Среди книг появляются рукописные сборники “новых чюдотворцев”, содержащие службы новопрославленным святым и их жития.

Инициатором этих Соборов был выдающийся Первоиерарх Русской Церкви — Митрополит Московский Макарий, под руководством которого была проделана большая работа по собиранию и систематизации письменного и агиографического наследия. При нем в Русской Церкви началось печатание богослужебных книг. Это был выдающийся деятель русской культуры, духовный объединитель Русской земли. Агиограф-совре­менник называет Святителя “Мучениколюбцем” и говорит: “Изрядно же дело его день и нощь, яко пчеле сладость отвсюду приносити, поискати святых жития… Многи от святых забвению предани быша… сих убо Святитель под спудом не скрывает, но на свещнице добродетели возлагает”5.
Знаменательно, что на юбилейном Поместном Соборе был канонизирован и сей “чудный” святитель Макарий, созвавший Соборы 1547 и 1549 гг. В год его канонизации исполнилось 425 лет со дня его блаженной кончины.

Многие русские святые почитались и до Московских Соборов, но исключительно в тех местах, где они прославились своими подвигами. Соборные же суждения предписывали “пе­ти и праздновати повсюду новым чюдотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников”. Среди них мы видим первого русского автокефального митрополита Иону и его духовного друга Новгородского епископа Иону, учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского: преподобных Никона и Евфимия Суздальского и святителя-миссионера Стефана Пермского; дальнего родственника великого князя Димитрия Донского — блаженного Михаила Клопского6; благоверных воителей, защитников Земли Русской — Александра Невского, Всеволода Псковского, Михаила Тверского и др. С прославленными на Соборах святыми Святитель Макарий имел молитвенное общение, призывая их в своих молитвах, поминая во время Богослужений и т. д.

Но в своей жизни и деятельности Митрополит Макарий постоянно общался с подвижниками, и среди них — с теми, которые позднее, после своей кончины, были причислены Русской Церковью к лику святых. Среди святых, канонизированных на Макарьевских Соборах, обращает на себя внимание преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 сентября). Он был прославлен через 14 лет после своей блаженной кончины. Это старший современник святителя Макария, с которым он был знаком, будучи ранее архиепископом в Новгороде (1526–1542). Промыслом Божиим преподобный Александр Свирский занимает особое место в жизни Святителя. Он является как бы связующим звеном между теми, кого Святитель прославлял на Соборах, и теми, с кем он непосредственно общался, кто в это время своими подвигами осолял Русскую Землю (Мф 5:13). Преподобный Александр перед своей кончиной написал послание архиепископу Макарию, завещая свой монастырь его попечению7. Святитель давал вклады в этот монастырь. Настоятель обители, игумен Иродион, позднее описал необычное и чудесное видение: уже скончавшийся преподобный Александр и еще живой святитель Макарий посетили Свирский монастырь8. Митрополит Макарий питал особую любовь к подвижнику, которому, как в древности Праотцу Аврааму, явилась в образе трех Ангелов Пресвятая Троица. Об этом свидетельствует и ранняя канонизация святого, которому митрополит еще раньше, до Собора, благословил написать житие9. У преподобного Александра было множество учеников и среди них — уроженец западных стран, преподобный Макарий Римлянин (XVI в.; пам. 19 января). Из его жития мы узнаём, что в настоятели основанного им монастыря он был возведен архиепископом Макарием10.

Новгородский период деятельности святителя Макария совпадает с важным событием — его встречей с великим миссионером Русского Севера, преподобным Трифоном Печенгским (†1583; пам. 15 декабря). Однажды тот “обратился к Нову граду, и у архиепископа взя благословенную грамоту, и паки прииде на реку Печенгу, и приведе с собою церковных здателей, и начат строити церковь во имя святыя и живоначальныя Троицы”11. Архиепископ Макарий сам известен миссионерскими распоряжениями в своей Новгородской епархии. Он посылал в Вотскую пятину иеромонаха своего домового храма Илию, повелевая ему разорять языческие “требища”, искоренять нечестивые обряды, окроплять все святой водой12. В это время преподобный Трифон “прииде… в волостку Колу, тогда бо та волостка малое име поселение, из русских мест новопришелцы, и воеводы не обретахуся. И тамо, Божиим строением, нечаемо, обрете иероинока, именем Илию, и взят с собою паки прииде на реку Печеньгу, идеже во имя Живоначалныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинок Илия освятив; и лопарей, ихже преподобный отец Трифон породи словом проповеди, тому иероиноку повеле просветити святым Крещением”13. В службе преподобному Трифону он прославляется как почитатель Святой Троицы: “Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси, и монахов множество собрав”; “утвердився верою во Святую Троицу, яко щитом крепким, преподобне”; “Троичес­ким исповеданием многобожия лесть разрушил…”14.

Житие преподобного Даниила Переяславского рассказывает, что и он путешествовал в Новгород и обращался к святителю Макарию со своими монастырскими нуждами. “И некогда случися ему (то есть преподобному Даниилу. — а. М.) итъти в Великий Новъград и с ним два инока — Иларион и Матвей ради икон в новопоставленную церковь и иных ради потребных ко архиепископу Макарию. Бяху бо архиепископ Макарий с Даниилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше”15. Встреча постриженников монастыря преподобного Пафнутия Боровского, несомненно, напомнила им начало иноческих подвигов в знаменитой обители. Изделия владычной мастерской, за которыми путешествовал преподобный Даниил, посылались в Переяславль не только в Данилов монастырь, но и в Горицкий, где первоначально некоторое время подвизался преподобный Даниил. В поминальном Синодике этого монастыря записано: “Новгородский архиепископ Макарий поставил в церкви Деисус с праздникы и с пророкы”16. Волею Божиею судьба святителя Макария и преподобного Даниила была одинакова и они вопреки своему желанию скончались вдали от монастыря своего пострижения — Пафнутиева-Боровского.

Служба преподобному Даниилу прославляет его и как почитателя Святой Троицы. В тропаре ему читаем: “…и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителям, отче Данииле. Моли Триипостасного во Едином Существе Бога, спастися душам нашим”17. В другом месте говорится о необычном явлении Преподобному: “Божественнаго светоявления сподобився, благое намерение и желание о здании церкве дивным трием странником открыл еси преподобне: тии же три лета пождати совеща…”; “Яко боготечную звезду прият преподобный совет триех странных мужей не начинати строения церковнаго ранее триех лет, да не хотение человеческо, но Божие действует изволение…”18. Автор жития Преподобного Всероссийский Митрополит Афанасий, преемник по кафедре святителя Макария (1564–1566), свидетельствует о явившихся путниках, что Преподобный Даниил, “яко ангелы Божия зряще их”19.

Самым выдающимся архиерейским рукоположением, которое совершил святитель Макарий, став Всероссийским Митрополитом (1542–1563), была хиротония первого Казанского архиепископа Гурия. Это было необычайное событие в русской церковной жизни. Еще недавно слово “Казань” было синонимом и источником постоянных бед и разорений для страны, еще недавно там страдали православные христиане-мученики20, а теперь новопокоренный град становится центром распространения христианства в мусульманском крае. Поэтому в хиротонии первого Казанского святителя участвуют все русские архиереи в сослужении архимандритов и протопопов московских и других монастырей и соборов. Во время Богослужения в соборе молились хилендарские старцы со Святой Горы, а также молдавские и литовские послы. Летопись замечает, что всех служащих в Успенском соборе было 76 человек, “опричь подъяков”21. Новоучрежденная епархия по старшинству была поставлена после Новгородской кафедры и выше Ростовской. Святитель Димитрий Ростовский (†1706; пам. 28 октября), автор службы архиепископу Гурию, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: “Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом богоразумия просветил еси”22. Позднее, в мае месяце “Неделю седмую по Велице дни”, Митрополит Макарий торжественно благословил архиепископа Гурия шествовать к месту архипастырских трудов “и архимандритов Германа и Варсонофия”, и всех людей, иже с ним в путь грядут, осеняет их честным и животворящим крестом, и благословляет их в новопросвещенный град Казань”23. По дороге ему предписывалось творить водосвятные молебны, кропить все освященной водой и читать молитву первого русского Митрополита Илариона (1051 г.), современника перерождения Руси из языческой в христианскую24. Как явствует из одного письма Грозного царя Иоанна Казанскому святителю, Митрополит Макарий не оставлял его в своем попечении и в последующее время. Он писал ему неоднократно послания и посылал различных людей и мастеров, необходимых в новообразованной епархии25. Более восьми лет, до самой своей кончины, подвизался в Казани архиепископ Гурий (†4.XII.1563), почти на месяц опередив Митрополита Макария своим отшествием в иной мир.

Во время первосвятительства Митрополита Макария к нему неоднократно обращались настоятели, строители монастырей с просьбой о предоставлении льгот и т. д. Одним из таких просителей был преподобный Адриан Пошехонский (†5.III.1550). В его житии читаем, как он вместе со своими учениками обратился к Святителю за благословением на создание монастыря. “Преосвя­щенный же Макарий, Митрополит Московский и всея России, благословляет старцев и по прошению преподобных повелевает им храм воздвигнути во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славного Ея Успения, и вручи им благословенную грамоту <…> великий святитель Макарий Митрополит благословляет, поставляет диакона Адриана на духовную степень на игуменство и священноиноческая действовать и вся монастырская строити, и вдаде ему настольную грамоту и повелевает священноиноком и диаконом и иноким и простым людем слушати его и во всем повиноватися, яко пастырю и учителю, наказах его духовным словесем, и отпустих игумена с миром во своя ему пустыню”26. В службе Преподобному кратко говорится о его священстве27 и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике — Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси преподобне отче, пришед от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа”28.

Митрополит Макарий принимал деятельное участие в нуждах и других монастырей. Царь Иоанн Грозный писал, например, в грамоте, данной преподобному Феодосию Тотемскому (†28.I.1568): “И отец наш Макарий Митрополит всея Руси того старца Феодосия Суморина благословил церковь воздвигнути Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа монастырь строити на Тотьме…”29.

С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека30. В одном из своих посланий он писал к нему: “Узы твоя целуем, яко единого от святых”31. На Соборе при Митрополите Макарии свидетельствовался, то есть рассматривался, перевод Псалтири, сделанный Максимом Греком32.

Во время Богослужения Митрополита Макария в Успенском соборе нередко молился блаженный Василий, Христа ради юродивый, — “нагоходец”, как его называли современники. Из его жития известно, как однажды “в некий праздник и поиде государь за Литоргию с благоверною царицею и со всем своим сигклитом во святую Божию церковь в собор Успения Божией Матери, и тогда безчисленну народу быву во оной соборной церкви за Литоргиею. Ту же бысть и Василий Блаженный стояв во едином угле царю не являяся тогда, яко же прежде обычно ему завсегда являяся. За оною же Литоргиею царю помышляшу о созидаемом дворце на Воробьевых горах како бы его лепо внутри и добре устроити и чем покрыти оныя палаты”. После службы царь, встретив Блаженного, очень удивлялся, что не видел его в храме, “Блаженный же рече: «Благовер­ный царю во оной Церкви Успения Божией матери за Литоргиею не бе множество народа яко же ми поведуеши, но токмо трое: первое Митрополит, вторая благоверная царица, третий аз грешный»”33. Митрополит здесь не назван по имени, но хронологически это мог быть только святитель Макарий. В другом месте жития говорится о том, как Первоиерарх узнал о московском подвижнике: “не может укрытися град верху горы стоя: дойде бо слава о нем жития его ради чистоты, и терпения крепкаго, в слухи и благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца и преосвященнаго Митрополита Макария Московского и вся России. О его же житии сказа самодержавнейшему сей преосвященный Митрополит Макарий, и зело дивишеся о его терпении и похвалиша Бога яко в их время дарова Бог такова свята мужа”34. Святитель сам лично отпевал и погребал Блаженного. “Преосвященный же Макарий Митрополит со всеосвященным собором, псалмы и песни надгробныя певе над мощами святаго, погребоша я честно…”35.

Число русских подвижников, с кем общался Митрополит Макарий, несомненно больше. К их числу следует отнести также преподобного Адриана Ондрусовского (†1550; пам. 26 августа). Это был ученик преподобного Александра Свирского. В 1549 году он, будучи в Москве, крестил царскую дочь Анну (†1550) в Новодевичьем монастыре, “да старець Геннадий Сарарайскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов”36. Вторым старцем при крещении царской дочери был преподобный Геннадий Любимоградский (†1565; пам. 23 января), который начинал свои монашеские подвиги с благословения преподобного Александра Свирского37. Несомненно, оба Преподобных виделись и общались при этом с Митрополитом Макарием.

Летописи говорят о крещении татарских ханов в Москве после покорения Казани в 1552 году, причем Утемиш-Гирея крестил в Чудове монастыре сам Митрополит Макарий, назвав его Александром. В это же самое время был крещен один малолетний мурза, впоследствии — преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; пам. 27 июня)38. Он, несомненно, мог видеть во время Богослужений дивного Святителя.

Следует остановиться еще на одном явлении. Святитель Макарий неоднократно в своей жизни поклонялся чудотворным иконам. Будучи в Новгороде, он поновляет великую Новгородскую святыню — образ Богоматери Знамение39. При архиепископе Макарии в Великий Новгород дважды приносились святые иконы для всенародного поклонения. Об одном таком событии мы узнаем из летописи. В 1530 г. была принесена икона Умиление Богоматери “ис Пустои Ржовы, из монастыря Спасова Преображения”40. Чудотворный образ находился в Пятницком храме на торговой стороне, затем — в Софийском Соборе “на поклонение христианом”, после чего икону возвратили в монастырь. Следующее подобное событие в духовной жизни Новгорода произошло через 9 лет. Около Каргополя явилась икона святителя Николая и мучениц Варвары и Параскевы. Известие об этом дошло до Новгорода, до святителя Макария. “И повеле архиепископ (Макарий — а. М.) ту чудотворную икону привести в Новград. И поставиша ее в церкви Премудрости Божии и быша тамо от тое иконы многа чудесе: мнози недужнии исцеление получиша и здрави быша. И повеле архиепископ ту святую икону принести в монастырь девичь, что в земляном городе на Софийской стороне во имя Варварской и ту святую икону в том монастыре поставити в церкви”41. Затем по повелению Святителя и на его средства на месте явления иконы был построен деревянный храм во имя великомученицы Варвары, где и был установлен чудотворный образ. С него была снята точная копия “и привезоша ю в Новгород и поставиша ту новую икону в том Варваринском девиче монастыре в церкви”42.

В Москву при святителе Макарии для поклонения приносится явленный образ Архангела Михаила из новооснованного города Михайлова43. В 1555 году в Москве находилась чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. “И обновлял образ Николы чюдотворца сам Макарий митрополит, бе бо иконному писанию навычен, а с ним Андрей протопоп Благовещенский со многим желанием и верою, постом и молитвою”44. Один из приделов строившегося в это время Покровского собора-памятника по случаю казанского взятия был посвящен этому чудотворному образу святителя Николая. Когда во время Ливонской войны русскими войсками была покорена Нарва (Ругодив), то для поклонения в Москву были принесены два образа: Пресвятой Богородицы и святых “Николы Чюдотворца да Власиа Великого да Козмы и Дамиана”45, которые чудесно сохранились во время пожара при штурме города.

Перед приносимыми иконами Митрополит Макарий совершил молебны, иконописцы писали с них копии. Принесение этих икон тесно связано с теми событиями, которые переживало русское общество в то время и которые Церковь — в первую очередь в лице самого Митрополита Макария — освящала поклонением.

Митрополит Макарий — духовный собиратель сокровищ Древней Руси; Соборы 1547, 1549 гг. — лишь одна сторона его многогранной деятельности, но они характеризуют его как почитателя отечественных подвижников. В Священном Писании говорится: “Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся” (Пс 138:17–18). Действительно, эти слова Псалмопевца были очень близки святителю Макарию. Благодаря его усилиям умножились нравственные идеалы русского народа. Апостол Павел учит: “Поминайте наставники ваша <…> иже взирающе на окончание жительства, подражайте вере их” (1 Фес 13:7). Митрополит Макарий чтил своих наставников, своих предшественников. Это выразилось в канонизации преподобных Пафнутия Боровского и Ферапонта Можайского, Новгородских святителей и Московских Первоиерархов. Их труды он активно продолжал и подражал им в своей деятельности.

Один современник так описывает духовные подвиги святителя Макария: “От зелнаго воздержания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив ко всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше злобою, отроча обретаеся умом, всегда совершен бываше”46. Таким образом, Митрополит Макарий в своей первосвятительской деятельности, прославляя на Соборах святых своих соотечественников, и сам отличался высотой духовной жизни. Более того, он постоянно общался с теми, кто позднее был прославлен Русской Церковью, благоговейно поклонялся святым чудотворным иконам. Вспоминаются слова псалма Давидова: “С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши” (Пс 17:26–27). Они вполне могут быть отнесены к жизни и деятельности Митрополита Макария.

Среди святых собеседников Митрополита Макария мы видим миссионеров: святителя Гурия Казанского и преподобного Трифона Печенгского; почитателей Святой Троицы — преподобных подвижников Александра Свирского и Даниила Переяславского и т. д.

Агиографический материал русских святых XVI столетия со всей очевидностью открывает новую страницу в жизни и деятельности этого замечательного Первоиерарха Русской Церкви. Богатое русское духовное гимнографическое и агиографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духовный образ Митрополита Макария.

Список сокращений

БАН — Библиотека Академии наук

ВРХД — Вестник Русского Христианского Движения

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения

ЖМП — Журнал Московской Патриархии

ПСРЛ — Полное собрание русских летопсей

СПбДА — Санкт-Петербургская Духовная Академия

ТОДРЛ — Труды Отдела древнеруской литературы

ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов (ныне РГАДА: Российский…)

МГАМИД — Московский государственный архив МИД’а (ру­кописный фонд)


1Еще ранее были канонизированы синодальным решением святители Николай Японский (†1912; пам. 3 февраля), Мелетий Харьковский (†1840; пам. 12 февраля) и Иннокентий Московский (†1879; пам. 31 марта).

2Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482–1563). М., 1877. Прил., с. 1.

3Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. М., 1985, с. 266. При общности названных явлений заметны и различия. В XVI в. вся подготовительная работа осуществлялась в епархиях, где готовились службы и жития, а на соборе собранные материалы утверждались с канонизацией святого. Теперь же представленный материал изучается в синодальных комиссиях — по канонизации святых, богослужебной.

4О Макарьевских Соборах см. Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482–1563), сс. 79–86; Диакон П. Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов // ЖМП (сокращения см. в конце статьи). 1979, № 12, сс. 69–77.

5Макарий, митрополит Московский (Булгаков). История Русской Церкви в период разделения ее на две Митрополии. Изд. 2-е. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1891, с. 418; Лебедев Н. Указ. соч., с. 80; Николаевский П. Ф. Русская проповедь в XV–XVI веках // ЖМНП. 1868, № 2, с. 361.

6О генеалогии этого святого см. Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979, сс. 52–61.

7См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841, сс. 195–196. Подобно поступил и преподобный Герасим Болдинский (†1554; пам. 1 мая), ученик преподобного Даниила Переяславского. Перед своей кончиной он “бил челом” царю Иоанну Грозному и Митрополиту Макарию о покровительстве своему монастырю (Архим. Андрей. Житие преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца. М., 1893, с. 44).

8Видение Иродиона, како виде преподобного Александра и Митрополита Макария, со церквы Николаа (Публикацию подготовил архим. Никодим по ркп.: СПбДА № 276, лл. 156 об.–158 об.) // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, № 19, часть неофициальная, с. 664.

9Подробнее об их взаимоотношениях см. Игумен Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский “новый чюдотворец” — русский подвижник XVI века. К 450-летию со дня кончины // Богословские труды. Сб. 23. М., 1982, сс. 325–329; Архимандрит Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский // Альфа и Омега. 1995, № 1 (4), сс. 135–144.

10Корольков Н. Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 2. СПб., 1895, с. 22; Архим. Никодим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, № 3, часть неофициальная, с. 76.

11Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859, с. 101. Тверской патерик (Казань, 1907, с. 71) говорит, что преподобный даже пострижен был архиепископом Макарием.

12ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, сс. 565–566; Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542) // ЖМП. 1979, № 8, с. 70. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см. Попов А. Следы времен минувших. Л., 1981, сс. 94–99, 108–110.

13Житие преподобного Трифона Печенгского…, с. 102. См. также Корольков Н. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. Изд. 5. СПб., 1910, сс. 9–10; См. также Архим. Амвросий. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812, сс. 580–581.

14Служба преподобному Трифону Печенгскому. М., 1883, лл. 4 об., 13, 20 об. В службе имеется интересное сравнение: “Якоже бо иногда преподобного Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей” (Там же, лл. 20 об., 21). Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому (Диак. П. Веретенников. Святитель Макарий…, с. 75, прим. 6).

15Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, повесть о обретении мощей и чудеса его. Изд. С. И. Смирнова, М., 1908, с. 58.

16Архим. Леонид (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. Ч. 2. М., 1893, с. 230.

17Служба и Акафист преподобному отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотворцу. М., 1890, л. 3 об.

18Там же, лл. 11 об., 20 об.

19Житие преподобного Даниила…, с. 17.

20См. Трубачев А. Казанские святые Петр и Стефан // ЖМП. 1977, № 8, сс. 79–80.

21ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1904, с. 250. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 года. Но в житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата — 7 февраля (см.: Архим. Платон. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868, с. 15). По этому поводу имеется такое соображение: “В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою” (Житие святых святителей и чудотворцев Гурия архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверскаго. СПб., 1853, с. 44). И далее говорится: “Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года — день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого, и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного (Там же, сс. 44–45). Если это так, то в таком случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресению, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля.

22Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому, 2 тропарь 4 песни канона на утрени. М., 1872, л. 9 об. Об этом же говорится и в каноне службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверскаго: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани…” (Минея, месяц октябрь. М., 1980, с. 109).

23Архим. Платон. Сборник древностей Казанской епархии, с. 18.

24Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1. СПб., 1836, сс. 257–261. В свите архиепископа Гурия был архимандрит Герман (Полев), ставший затем вторым Казанским святителем (†1567; пам. 23 июня). Он участвовал в заседаниях Собора при Митрополите Макарии (1553 г.), когда была осуждена ересь Матвея Башкина. Ему было поручено отвезти еретика в Иосифов монастырь для увещания (Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 2. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865, с. 337). Несомненно это было сделано с ведома и благословения Митрополита Макария. Другой сподвижник архиепископа Гурия — архимандрит Варсонофий, будущий Тверской святитель (†1576; пам. 11 апреля) в свое время по благословению Митрополита Макария был поставлен игуменом Никольского Песношского монастыря (Тверской Патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань, 1907, с. 81; Свящ. В. Руднев. Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Песношского монастыря. М., 1899, с. 2).

25См. Архим. Амвросий. История Российской иерархии. Т. 6. М., 1815, с. 531.

26Житие и страдание святого преподобномученика Адриана игумена Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1873, сс. 7–8. См. также: Ярославские епархиальные ведомости. 1873, № 4, часть неофициальная, сс. 29–30; Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979, с. 31. О житии Преподобного современный исследователь говорит, что оно написано в 70-х годах XVI века и является интереснейшим памятником русской агиографии (Дмитриев Л. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVI вв. Л., 1973, с. 212).

27Священства благодать прием на земли, отче преподобне, в Скинии Небесней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединого Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою” (Служба с Акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому, чудотворцу. М., 1912, л. 11). Об этом же говорится и в службе на обретение честных мощей Преподобного: “Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне…” (Минея служебная, месяц ноябрь. Ч. 2. М., 1981, с. 136).

28Служба с Акафистом святому преподобному Адриану…, Кондак 6, лл., 18–18 об. К сожалению, неизвестно, кто является автором данного Акафиста. Известные нам исследователи ничего об этом не говорят (См. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского песнотворчества // Православный собеседник. Казань, 1902, Ч. I. сс. 33–64, 241–266, 317–337, 474–527, 611–639, 753–779; Ч. II. cc. 148–196; 277–324; 437–478; 585–638; 741–790; 1903, Ч. I. cc. 555–596; Ч. II. cc. 93–176; 337–346; 501–536; 682–696; Прот. А. Зноско. Акафистное творчество Русской Православной Церкви // Церковный вестник. Варшава, 1971, № 12, сс. 4–13; 1972, № 1, сс. 12–21; № 12, сс. 5–9; № 5, сс. 4–10; № 9, сс. 14–22).

29Архим. Нафанаил. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия с приложением вида монастыря. М., 1850, с. 13. См. также Коноплев Н. Преподобный Феодосий Тотемский чудотворец. М., 1913, с. 12.

30Известно, однако, и другое мнение. И. Смирнов, посвятивший одну из своих статей взаимоотношению Митрополита Макария и преподобного Максима Грека, дает негативную оценку Святителю, считая, что в его власти было освободить из заключения ученого монаха, но он этого не сделал (См. Смирнов И. Максим Грек и Митрополит Макарий // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963, сс. 173–180. Ср.: Первушин Н. В. Преподобный Максим Святогорец // ВРХД. 1980, № 131, с. 51). А. И. Иванов, в свою очередь, дает положительную оценку Митрополиту, поскольку ему в данном вопросе нужно было идти против решений предшествующих Соборов (См. Иванов А. Несколько замечаний по поводу издания нового списка “Судного дела Максима Грека” // ТОДРЛ. Т. 30. Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976, с. 298).

Нечто аналогичное в церковной истории имело место в XVII в. Патриарх Никон был освобожден из заключения только по воле самого царя. Отпевал почившего Патриарха Новгородский митрополит Корнилий. Патриарх же Иоаким не возражал против этого, но сам лично был против, так как считал, что Патриарх Никон был осужден Вселенскими (!) Патриархами на Соборе. Попутно можно заметить, что на этом Соборе и Митрополит Макарий был назван “невежей”. Кроме того, говорить о взаимоотношениях Первосвятителя и Преподобного, не учитывая позиции Митрополита Даниила, будет упущением, так как для святителя Макария он являлся высоким духовным авторитетом: он возводил его в духовные степени, начиная с иподиаконства и кончая архиерейством.

31Об этом говорится и в службе преподобному Максиму Греку. В стихире по 50 псалме читаем: “Егда страдания претерпевал еси, преподобне Максиме, тогда, плача и рыдая, молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору — молитвенницу о вселенней. Он же со слезами вопияе ти: О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя, яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобне отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым” (Минея Январь. Ч. 2. М., 1983, с. 238).

32Белокуров С. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898, Приложение, с. IV; Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. М., 1911, с. 244; Иванов А. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969, с. 22.

33Прот. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы // Записки Московского археологического института. Т. 8 / Изд. под ред. А. И. Успенского. М., 1919, с. 82.

34Там же, с. 81.

35Пролог. Кн. 2. Месяцы Март-август. СПб., 1896, л. 327. В Прологе указана как дата кончины 1552 год. Протоиерей И. Кузнецов рассмотрел показания рукописных источников, признав за таковую 1557 год (Прот И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн…, с. 288. См. также Вольгин А. Святой благоверный Василий, Московский чудотворец // ЖМП. 1977, № 8, с. 79, прим. 8). В службе блаженному Василию также говорится о его кончине, но ничего не говорится о святителе Макарии: “Егда преставился еси, преблаженне Василие, тогда стекошася царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и деви, старцы со юношами твоим честным мощем поклонитися и воскликнуша купно вси память вечную, Христа величающе” (9 песнь канона — Минея. Месяцы Иуний-Август. М., 1813, л. 28).

36ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 158.

37Архиеп. Черниговский Филарет. Жития святых, чтимые Православною Церковию. Изд. 2. Месяц январь. СПб., 1892, с. 235.

38Архиеп. Черниговский Филарет. Указ. соч. Месяц июнь, с. 264.

39ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3, с. 544.

40Там же, с. 548.

41Новгородский государственный музей, № 1088. Сборник нач. XVIII в., лл. 103 об. — 104. Нам известен еще один список этой Повести в поздней писарской копии XIX века (БАН, Арх. Ком. № 266).

42Там же, л. 103 об.

43ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1904, с. 168.

44Там же, с. 254. См. также: БАН, Вятское собр., № 66. Служба святителю Николаю Мирликийскому на праздник явления его образа на Вятке XVIII в., лл. 43–46 об.

45ПСРЛ. Т. 13, с. 305.

46ЦГАДА, ф. 181 МГАМИД, № 365/815. Летописный сборник XVII в., л. 257; БАН, Арх. собр. № 193; Сборник XVI в., лл. 365 об.–366.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!