Митрополит Макарий в православной гимнографии

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 42, 2005
Митрополит Макарий в православной гимнографии

Православная гимнография хранит богатейшие церковно-исторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф. Г. Спасский пишет: “Церковно-литурги­ческое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа <…> Литургические памятники православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры. В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое упот­ребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов”1. Как отмечает епископ Вениамин (Милов): “В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох”2.

Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. В древних списках служб о Святителе возносится мо-

mak42_html_2f90a39bСвятитель Макарий, Митрополит Московский

литва как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви3. Его имя можно встретить и в богослужебных текстах, посвященных святым подвижникам, которые были его современниками. Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игумена новгородского святого, ученика преподобного Алек­сандра Свирского (†1533; пам. 30 авг.) — преподобного Макария Римлянина (ХVI в.; пам. 19 янв.). В его Службе читаем об этом: “Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия4 иерея освященнаго тя соверши…”5.

Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) не содержит имя Святителя, однако из акростиха канона мы узнаём, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: “В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное им пение принесша всепреподобному Михаилу Клопот христолюбивому рукою пресвитера Илии”6. Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы. В контексте акростиха имя преподобного Макария говорит о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона — о египетском подвижнике. “Амбивалентность данного имени в этом случае не случайна: Митрополит Макарий несомненно чтил своего Небесного покровителя — преподобного Макария Египетского”7.

Наиболее отражен в гимнографии московский период деятельности святителя Макария (1542–1563). В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году в Русской Церкви была учреждена Казанская епархия и в Казань был поставлен первый Казанский святитель — архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 дек.). Его сподвижниками явились святители Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже — Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: “Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом благоразумия просветил еси”8. Почти дословно об этом же говорится и в каноне Службы на праздник обретения честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани…”9. В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: “Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися”10.

Митрополит Макарий в течение своей жизни часто общался с духоносными подвижниками середины XVI века. Современником святителя Макария был преподобный Адриан Пошехонский (†1550; пам. 5 марта), приходивший в Москву, чтобы получить благословение на основание монашеской обители в Ярославских пределах. В Службе Преподобному кратко говорится о его посвящении в священный сан11 и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике — Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси, преподобне отче, пришел от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от Первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа”12. Об этом говорится также и в Службе на обретение честных мощей Преподобного: “Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне”13.

С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека (†1555; пам. 21 янв.), о чем говорится в Службе святому. В стихире по 50-м псалме читаем: “Егда страдания претерпевал еси, преподобне Максиме, тогда плача и рыдая, молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору — молитвенницу о вселенней. Он же со слезами вопияше ти: О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобне отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым”14.

mak42_html_m15abebd0Святитель Макарий, Митрополит Московский

В службе святому Василию Московскому, Христа ради юродивому (†1557; пам. 2 авг.), говорится о его блаженной кончине, но ничего не говорится о погребавшем его святителе Макарии, о чем известно из Жития Святого. “Егда преставился еси, преблаженне Василие, тогда стекошася царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и девы, старцы со юнотами твоим честным мощем поклонитися и воскликнуша купно вси память вечную, Христа величающе”15.

Памятуя выражение Жития Митрополита Филиппа (1566–1568; †1569; пам. 9 янв.) о его подражании святителю Макарию16, можно думать, что автор-гимнограф имел это же в виду в его Службе, говоря о нем: “…преемник благочестия явился еси”17.

Прославлен святитель Макарий был в лике святых в 1988 году на Юбилейном Соборе в год празднования Тысячелетия Крещения Руси. При этом на Соборе было принято решение: “Службы сим новым Российским чудотворцам составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их отправлять общие по ликам и чинам: святителям — святительские…”18. Для создания служб новоканонизованным святым была образована Синодальная богослужебная комиссия. 11 августа 1992 года Священный Синод утвердил ряд чинопоследований новым святым и среди них службу и акафист святителю Макарию19.

В Службе Святителю, составленной в наши дни после его канонизации, прославляются его труды, подвиги и добродетели20. Отмечается, что в Службе он почитается прежде всего за свои просветительские труды21. Текстологически служба святителю Макарию “связана с нарративными памятниками о Митрополите Макарии”22. В Акафисте показана география подвигов Святителя, а затем его деятельность описана тематическим образом. В 8-м кондаке Акафиста воспроизведена цитата из Повести о московском пожаре 1547 года: “святителю отче наш Макарие, в подвизех и постех присно пребывая, кроток же, смирен и милостив был еси, отроком в незлобии подражая всегда, совершен умом быв, поя Всемилостивому Богу: Аллилуиа”23. В девятом кондаке и икосе прославляются его книжно-просвети­тельские труды, отмечена новая странница в церковной книжности: “Радуйся, начало книгопечатанию положивый”24.

В последнее время в различных публикациях получила освещение литературно-богословская деятельность Соловецкого книжника инока Сергия (Шелонина)25, труды которого приходятся на первую половину—середину XVII века. Для его творчества характерно соборное прославление русских святых. В составленном им каноне всем святым в пятом тропаре восьмой песни канона на утрени читаем: “Макария, блаженьству тезоименитаго, святителем славу, со Афанасием Филиппа, и Геронтия, и Даниила с ними же и Геннадия воспоем, животныя светилники, купно со Аркадием и Александром премудрыми”26.

Имя Предстоятеля Церкви XVI века встречается и в службе святому XIX века, митрополиту Филарету (†1867; пам. 19 нояб.), написанной в наше время. В стихирах на Господи воззвах на великой вечерне говорится о Московских иерархах-чудотворцах, подвигам которых подражал святитель Филарет. Порядок стихир соответствует хронологической последовательности Московских иерархов. В пятой стихире читаем: “Премудрость книжную возлюбивый и собор святых русских прославивый, святителю чудный Макарие, восхвали ныне труды и подвиги Филарета бого-

mak42_html_6dd4a4b1Святитель Макарий, Митрополит Московский

мудраго, яко Церкве нашея похвалу и утверждение”27. Аналогичная мысль проведена и в акафисте митрополиту Филарету, однако в нем, в отличие от службы, отмечена только добродетель прославления Митрополитом Макарием святых угодников. В первом икосе акафиста святителю Филарету читаем: “Радуйся, святителей Московских преемниче и в благодати им наследниче… Радуйся, яко Макарий, русских святых усердно почитавый”.

Канонизация святых последних лет расширила лик святых современников, с которыми общался святитель Макарий: это святитель Суздальский Варлаам28, преподобная Елена, первая игумения Новодевичьей обители в Москве. В ее духовной грамоте трижды упоминается имя святителя Макария29. При составлении этим святым служб в них может быть названо имя святителя Макария.

“Каждый день церковного года освящается памятью святых, которым воздается в Богослужениях данного дня особое молитвенное почитание”30. Прославляя святых угодников Божиих, Церковь одновременно подразумевает и чтит в некоторых службах святителя Макария, послужившего данным святым своими трудами, хотя он и не всегда в песнопениях Служб назван по имени31. Его имя в гимнографии русских святых обусловлено преимущественно исполнением им своих архипастырских обязанностей. Лучше освещен в гимнографии Московский период жизни Святителя. Гимнография русских святых дополняет наше представление о жизни и деятельности замечательного Первоиерарха Русской Церкви XVI века. Богатое русское духовное гимнографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духовный образ Митрополита Макария.

Список сокращений

ЖМП

Журнал Московской Патриархии.

ТОДРЛ

Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом).

1Спасский Ф. Г. Священное Предание в богослужебных книгах // Богословская мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж, 1942. С. 133–134.

2Епископ Вениамин. Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. С. 154.

3См. Священник П. Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов // ЖМП. 1979. № 12. С. 76. Прим. 39.

4Здесь и далее курсив в богослужебных текстах наш.

52-я стихира на литии // Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 2. С. 147.

6Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 199; Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. С. 393–406.

7Архимандрит Макарий. Подвижничество Всероссийского Митрополита Макария (Заметки в связи с семантикой имени) // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 43–44.

82-й тропарь 4-й песни канона на утрени // Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому. М., 1872. Л. 9 об.; Минея Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 180.

9Минея Октябрь. М., 1980. С. 109.

101-я стихира на литии // Минея Ноябрь. Изд. Московской Патриархии. 1980. Ч. 1. С. 162. Аналогичным образом говорится и в Акафисте святителю Герману о его назначении в Казань; царь “избра тя Собором Церкве в сослужебника святителю Гурию” (3-й икос // Акафисты русским святым. А–Г. СПб., 1995. С. 581).

11“Священства благодать прием на земли, отче преподобне, в Скинии Небесней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединаго Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою” (3-й тропарь 6-й песни канона на утрени // Служба со акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому чудотворцу. М., 1912. Л. 11).

126-й икос // Там же. Л. 18–18 об.; Акафисты русским святым. А–Г. С. 105. К сожалению, неизвестно, кто является автором данного Акафиста. Известные нам исследователи ничего об этом не говорят (См. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского песнотворчества // Православный собеседник. Казань, 1902. Ч. 1. С. 33–64, 241–266, 317–337, 474–27, 611–639, 753–779; Ч. 2. С. 148–196; 277–324; 437–478; 585–638; 741–790; 1903. Ч. 1. С. 555–596; Ч. 2. С. 93–176; 337–346; 501–536; 682–696; Протоиерей А. Зноско. Акафистное творчество Русской Православной Церкви // Церковный вестник. Варшава, 1971. № 12. С. 4–13; 1972. № 1. С. 12–21; № 12. С. 5–9; № 5. С. 4–10; № 9. С. 14–22).

13Минея Ноябрь. М., 1981. Ч. 2. С. 136.

14Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 238.

153-й тропарь 9-й песни канона на утрени // Минея Август. Изд. Московской Патриархии, 1989. Ч. 1. С. 84.

16Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3: Святой Филипп, Митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, Митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 176; Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 309–314.

17Славник на стиховне вечерни // Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. С. 326.

18Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. Изд. Московской Патриархии, 1990. С. 23.

1917 июля 1997 года Священный Синод своим постановлением упорядочил поминовение Московских Первосвятителей, включив в их лик имена канонизованных Предстоятелей Русской Церкви и среди них — Митрополита Макария (Определения Священного Синода // ЖМП. 1997. № 8. С. 14). В последнее издание Служебника в литийное прошение включено имя святителя Макария (Служебник. М., 2004. С. 26, 33).

20См.: Служба и акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу / Составитель архимандрит Макарий. М., 1995; Святитель Макарий, Митрополит Московский: Служба, акафист и житие / Составитель архимандрит Макарий. М., 2000. Служба святителю Макарию вошла также в месячные Минеи (Минея Декабрь. М., 1999. Ч. 2. С. 531–540; Минея Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 545–558). Славянским шрифтом служба была издана Сретенским монастырем (1997) — включена в репринт издания: Миниа месяц Декемврий. Киев, 1893. С. 661–672. Акафист святителю Макарию был включен в состав сборников (Акафисты русским святым. Д–М. С. 563–579; Акафистник. Нижний Новгород, 1996. Кн. 3. С. 328–345; Акафисты, молитвы и тропари по месяцам и дням с присовокуплением краткого описания житий святых. Тернополь, 2003. Январь. С. 65–81), опубликован канон (Русский Каноник. Каноны русским святым. М.; СПб., 2002. С. 67–77).

21Карпов А. Ю. Москва державная: Хроника год за годом. М., 1996. С. 285.

22Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Материалы Международной научной конференции “Памяти протоиерея Димитрия Разумовского” (к 130-летию Московской консерватории 3–8 сентября 1996). М., 2000. Кн. 1. С. 45.

23Служба и Акафист святителю Макарию… М., 1995. С. 23.

24Там же. С. 35.

25Дмитриев Л. А.; Сапожникова О. С.; Чумичева О. В. Сергий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 343–351; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина // Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987). СПб., 1998. С. 340–355.

26Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым // Альфа и Омега. 2002. № 2(32). С. 176; Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II “Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим” — сочинение Сергия Шелонина // ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 479.

27Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, чудотворец. Служба и житие. М., 2004. С. 10.

28Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам // ЖМП. 2002. № 7. С. 44–51.

29Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 113–120.

30Протоиерей С. Булгаков. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, б. г. С. 268.

31Подобный элемент безымянности характерен и для записок иностранцев, упоминающих о Митрополите Макарии без указания его имени (Архимандрит Макарий. Свидетельства иностранцев о Всероссийском Митрополите Макарии // Православие и Россия: Канун третьего тысячелетия. Томск, 2000. С. 42).

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!