О мытаре и фарисее: лейтмотивы Великого поста

Это воскресение обозначено как “О мытаре и фарисее”.

Если мы заглянем в календарь неделей раньше, то обнаружим, что после обычного указания на евангельский отрывок (Лк. 19, 1-10) стоит “о Закхее”. Обычно в календаре мы не видим указаний на содержание отрывка из Писания. Почему Церковь считает нужным напомнить нам о мытаре Закхее именно в этот день? Воскресение, в которое читается отрывок о Закхее, является первым из пяти, подготовляющих нас к Великому Посту. Церковь подводит нас к Посту постепенно, поэтому единственной особенностью воскресной литургии в тот день является специальное евангельское чтение, являющиеся соединительным звеном между годовым кругом и великопостным циклом воскресных евангельских чтений. В это воскресение на литургии тоже назначено особое евангельское чтение – притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14). Но на этот раз уже и богослужение имеет особенности.

В церкви в этот день впервые открывают книгу, которая почти целый год без дела пылилась на полке. Вскоре она станет главной книгой, определяющей порядок всех богослужений. Название этой книги – Постная Триодь. Оно происходит от греческого слова “триодион” – три оды, что означает “трипеснец” (три песни). Название восходит к трехчастным молитвенным торжественным поэтическим произведениям, составляющим основу этой книги. Изменения, которые вносит Постная Триодь в этот день, небольшие по объему, но существенные по содержанию. В обычное воскресение большая часть службы прославляет Воскресение Христово; другая же часть богослужения всегда посвящена памяти святого или святых, попадающих по календарю на этот день. Триодь, вступая в свои права в Неделю о мытаре и фарисее, оставляет почти без изменений воскресную часть богослужения, а память святого указывает перенести на другой день. Вместо текстов святому Триодь предлагает песнопения, посвященные евангельской притче.

В начале вечерни как часть основного цикла стихир, перед пением гимна “Свете Тихий” звучит короткая пламенная стихира, фактически состоящая из двух призывов: “Не помолимся фарисейски, братие <…> Смирим себе пред Богом…” Устав требует петь эту стихиру дважды, тем самым подчеркивая ее значимость. Вторая стихира повествовательная и более подробная. Фарисей, “тщеславием побеждаем” предается многословной похвальбе и велеречиям. Преподобный Андрей Критский в своем каноне, который будет читаться в первую седмицу Великого поста, метко характеризует высокопарную манеру речи фарисея: “Сей же величашеся вопия: “Боже благодарю Тя!” – и прочие безумные глаголы”. Про мытаря сказано, что он “ничтоже вещав”. Звучит это довольно странно, т.к. из Евангелия мы знаем, что мытарь повторял: “Боже, очисти мя грешнаго!” Уже в словах следующей фразы: “В сих воздыханиих утверди мя, Христе Боже…” – мы видим ответ на эту загадку. Автор стихиры и здесь подчеркивает разницу в манере молитвы мытаря и фарисея.

Молитва мытаря – не вещание, а воздыхание. Это именно та молитва, которой мы должны научиться, чтобы вместе с мытарем “сподобиться дарований”, а не “лишиться благих” как фарисей. Таким образом, с первых строк своей книги преподобный Феодор Студит и его брат святитель Иосиф, арихиепископ Солунский, составители Триоди, преподают нам урок смиренной постовой молитвы.

В следующей стихире “Вседержителю Господи” нам дают еще один, предметный урок – о могуществе покаянных слез, кроме притчи о мытаре и фарисее отсылая нас еще к двум библейским эпизодам. Несмотря на то, что в тексте стихиры перед нами предстает слезная покаянная молитва “мытаря”, образ фарисея неотступно присутствует в каждой из вспоминаемых ситуаций. Езекия, будучи смертельно больным (4Цар., 20), своим слезным покаянием умилостивил Господа, и Господь, его “от врат смертных возведоша”, даровал ему 15 лет жизни и благополучие его царству. Однако Езекия сам вскоре обратился к фарисейскому тщеславию, чем посеял гибельное зерно, всходы которого привели к уничтожению иудейского царства и вавилонскому плену всего еврейского народа. В этом грозное предупреждение для всех нас: слезное покаяние – не вдохновенный порыв, а постоянный труд, иначе в любой момент, сами не подозревая, мы из мытаря превращаемся в фарисея, со всеми сопутствующими такому горделивому состоянию духовными опасностями. Именно в напоминание об этом Церковь установила, что молитва мытаря является самой первой молитвой каждого нашего дня. Другой эпизод, о котором напоминает нам текст стихиры – слезное покаяние грешницы в Лк. 7, 36-50. Свидетелем омовения слезами ног Спасителя был фарисей, в доме которого находился Христос. Фарисей был малогостеприимен и осуждал в помыслах и женщину, и Христа. Господь же принял покаяние женщины и “грешную от многолетних согрешений избавил”.

Перед молитвой “Ныне отпущаеши” звучит еще одна стихира покаянной тематики, последняя на вечерне – “Отягченныма очима моима“. Значимость этой стихиры в том, что из свидетелей библейских событий, случившихся в далекие времена, она превращает нас в непосредственных участников покаянной слезной молитвы, которая происходит прямо сейчас, в данный момент. Эта стихира служит мостиком к песнопению утрени “Покаяния отверзи ми двери”, являющемуся лейтмотивом всего Великого поста.

Читайте также:

С.С. Аверинцев Фарисей — это лицемер?

Протопресвитер Александр Шмеман О мытаре и фарисее. Первый зов великопостной весны

Митрополит Антоний Сурожский Притча о мытаре и фарисее

Протоиерей Валериан Кречетов До тех пор, пока человек не смирится, он шагу не сможет ступить по духовному пути. Проповедь в неделю мытаря и фарисея

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
9 февраля в Неделю о мытаре и фарисее Русская Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских

Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

Великий Вторник. Пять ослепших лампад

Постное письмо № 38. Почему не поделились маслом?

Леденцы для Лазаря

Постное письмо № 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: