О почтении к павшим

|
Стоит ли порядочному человеку отказываться от празднования Дня Победы только потому, что его раздражает фальшь и пропаганда? Размышляет Сергей Худиев.

В эти дни перед праздником Победы я все чаще вижу в сетях публикации типа «меня раздражает грубая пропаганда, пошлость и фальшь вокруг празднования Победы, следовательно, праздновать нечего, одна банда злодеев побила другую, диктаторы отличаются только формой усов, и вообще мы бы щас баварское пили».

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Читая это, чувствуешь некоторую растерянность – вот что можно на это сказать? Но я попробую.

Есть два способа реагировать на окружающее – психологи называют их реактивным и проактивным.

Реактивный ответ на происходящее – это почти автоматическая реакция (отсюда название) на внешние раздражители, чаще негативная. Человека разозлили – он злится, соблазнили – он соблазнился, напугали – он испугался. Чаще всего эта реакция носит негативный характер – и большая часть того, что мы читаем в интернете, – это изъявления неудовольствия и критики.

Это способ реагирования включается до того, как включается сознание, но его сила не только в этом – он легко создает иллюзию единства с другими людьми, которые тоже реагируют подобным образом.

Мы все ненавидим, к примеру, Васю Пупкина. Вот как увидим Васю – сразу начинаем негодовать. Рефлекс такой. У меня теперь есть семья, даже целое племя – мы, ненавистники Васи Пупкина, все, как один человек, показываем друг другу, что мы – свои, нас объединяет благородное неприятие этого подлеца Васи.

Взгляды, убеждения, язык человека гармонизируются с его новообретенной группой, и вскоре он начинает горячо верить и с глубоким убеждением разделять ту систему взглядов на мир, которая объединяет сообщество «ненавистников Васи Пупкина».

Поведение человека – и, в итоге, его взгляды – определяются в этом случае неосознанными психологическими, даже биологическими реакциями. Такой человек – идеальный объект для манипуляции.

Другой способ реагирования – его называют проактивным – предполагает, что человек действует в мире исходя из своих обдуманных целей, а его цели, в свою очередь, исходят из его ценностей, убеждений, взглядов на мир. Он всегда может внятно ответить на вопрос «зачем я это говорю» или «зачем я поступаю именно так», «чего я хочу этим добиться», «как в этом проявляются мои ценности».

Увы, люди – и рядовые блогеры и политики, от которых зависят жизни людей, – чаще всего реагируют реактивно, изливают в мир потоки эмоций (гораздо чаще негативных), хотя это бывает и неприлично, и глупо, и противно целям, которые они перед собой ставят.

И вот «меня раздражает помпа и пропаганда, следовательно, буду любителем баварского» –это как раз пример реактивного отношения; проактивное предполагало бы, что мое отношение к тем или иным явлениям определяется моими убеждениями, а не внешними раздражителями.

Разумеется, любое значимое историческое событие является предметом пропагандистских – а часто и просто коммерческих – спекуляций. Масштабные исторические трагедии – особенно.

Холокост был и остается предметом спекуляций – и еще надолго останется. И это никак не влияет на реальность и масштабы Катастрофы и не придает ревизионистам ни капли убедительности. Страшный голод в СССР начала 1930-х – тоже предмет пропагандистских спекуляций, но трагедией чудовищных масштабов он от этого быть не перестает.

Да, на свете полно спекулянтов, желающих записать страдания мертвых на свой счет и предъявлять претензии от имени покойников, которые никак не могли дать им таких полномочий.

Разумеется, память о войне, о подвигах и страданиях людей всегда использовалась пропагандой. Разумеется, всегда хватало – и еще будет хватать – людей, которые берутся вещать от имени павших и привлекать их голоса для обеспечения своих собственных программ.

Конечно, мы видим массу примеров жуткой пошлости и безвкусицы – те же георгиевские ленточки, которые повешены на все, что можно, до рекламы фарша включительно. Маскарадное переодевание в форму, в которой люди шли на муки и смерть.

Байкеры, сочетающие даже не техасское с нижегородским – к этому уже все привыкли – а техасское с православным и большевистским, чтобы уже явить публике полный постмодернизм и обессмысливание всего и вся.

Фото: BBC

Фото: BBC

Глупая заносчивость в стиле «Кто тут хотел пересмотреть итоги Второй мировой войны? Можем перепоказать!», которая выдает полное непонимание той бездны страдания, которой была Война, и той страшной необходимости идти умирать, которую она вызвала. Московское ополчение шло на танки отнюдь не затем, чтобы повыпендриваться.

Комфортные (часто немецкие) машины с надписями «На Берлин!».

Утрата того восприятия Войны как ужасающей человеческой трагедии, которое было хорошо заметным в позднем СССР, где это был «праздник со слезами на глазах». Настойчивые попытки сталинистов воздвигнуть алтари, изваяния и образы своего божества – без чего в том же позднем СССР, несмотря на весь культ Победы, прекрасно обходились…

Все это отталкивает – но наше отношение к Победе должно определяться не этим. Оно должно определяться осознанием того, что мы сейчас живы благодаря тем, кто сражался, страдал и умирал тогда. Если бы не они – мы бы точно не пили баварского. Нас бы вообще на свете не было.

Эти люди заслуживают нашего глубокого почтения и благодарности. Совершенно независимо от того, насколько нам нравится или не нравится эстетическая сторона нынешнего празднования.

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Что нам дедовы победы?..

Может ли патриотизм быть безнравственным?

Почему Церковь отказалась венчать еретиков

Во время венчания придется всерьез исповедать веру

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: